Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Когда занялась заря охотника разбудил всплеск. Тексты для повторения всех форм глагола

После вечерней охотничьей зорьки старый лесник Иван Максимович, забрав в лодку трофеи, поехал к месту ночлега. Над уснувшим приволжским озером выглянула луна, огляделась и спряталась в облаках. На ветру пошумливали камыши, порой взлетали потревоженные одинокие утки. Но стрелять уже было нельзя: сгущалась темнота.

Над полуугасшей полоской зари чернели сосны и березы на приблизившемся берегу. О корни их мягко плескалась вода. Лесник гнал лодку в бухточку. В ней всегда тихо, тут он и переночует.

Всю жизнь Иван Максимович охотился только на уток. Но нынче у него появились счеты с одним сохатым. Зимой повадился этот великан в сосновый молодняк, который пятнадцать лет назад лесник своими руками сажал. Лесник видел в этой молоди будущий лес, а лось облюбовал его как корм. С жадностью поедал он вершинки. Для него, видно, не было ничего вкуснее их, нежных, сочных, духовитых. В иных местах так были обезглавлены сосенки, будто с косой тут прошлись. И лесник все время подумывал о своем обидчике. Давно созрело и решение: как только получит лицензию, пойдет «на вы».

Но сейчас - отдыхать. На берегу он сварит крякву, подкрепится, чтобы утром еще пострелять. Надо беречь время: отпуск на исходе.

Он налег на весла. Но что это? Невдалеке что-то тяжелое грохнулось в воду и, шумно дыша, двинулось вперед. Да это же, это… лось! Иван Максимович мгновенно остановил лодку, замер. Вот он, легок на помине!

Лось заходил в камыши испуганно, припадая на передние ноги. Остановился в каких-нибудь двадцати - тридцати шагах от лодки. Шумно втянув воздух, он поднял ветвистую голову, прислушался. Иван Максимович затаил дыхание. Если зверь услышит запах человека - уйдет. Но ветер дул в обратную сторону.

Не заметив опасности, великан обессиленно упал в камыши и застонал, протяжно, жалобно. Иван Максимович понял: лось был ранен. Не иначе на него нападали браконьеры. Где-нибудь там, на берегу, и притаились.

«Дохозяйничался! - в первую минуту позлорадствовал лесник. - Может, мне и добить тебя? Не будешь больше вредить…»

Но, прислушавшись к стону лося, он подумал: добивать беспомощного, попавшего в беду, да такого красавца?

Подержав недолго ружье, Иван Максимович положил его в лодку. Пусть зверь отдышится, залижет раны. По-видимому, лось услышал стук, когда охотник клал ружье, и вскинул голову, насторожился. Если лось вдруг бросится сейчас вперед, то попадет в трясину, а если на берег, то в руки браконьеров.

Иван Максимович притих. Он не спускал с лося глаз. Огромная голова зверя возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога, похожие на корону, а на ветру трепетала черная борода. Лось был немолодой, ему, наверное, пришлось выдержать не один бой с другими самцами и не раз уходить от врага. Жить! Надо жить!

А посадки? Если опять будет портить молодняк? Лесник качнул головой: об этом потом подумаем.

Он поглядел на берег. Как теперь попасть туда? С утра Иван Максимович не ел и не мог не думать о еде. Подождать, пока лось успокоится, и тогда ехать? А если объявится преследователь?

Нет, он не может оставить лося. Раненый зверь теперь на его попечении. Пусть набирается сил и уходит отсюда до утра.

От долгого неподвижного сиденья у лесника заболела спина, онемела неловко положенная нога. Но он не смел пошевелиться. Хотелось курить. Может, папироса заглушит голод. Но нельзя и закурить.

Он сидел так же неподвижно, как неподвижно возвышалась над камышом лосиная голова. Казалось, они соревновались, кто дольше пробудет в неподвижности.

Лось не вытерпел, заворочался и снова застонал. Только в это время Иван Максимович удобнее устроился в лодке.

Вскоре небо сплошь заволокло облаками. Ветер затих. Лось стал реже вздыхать.

Приходят в себя, - с облегчением подумал Иван Максимович.

Но тишина стояла недолго. Закрапал дождь, мелкий, осенний. «А это кстати», - обрадовался охотник. Под шум дождя он хотел податься к берегу. Но только взмахнул веслами, как лось тревожно встрепенулся. Пришлось опустить весла.

…Медленно, долго текла ночь. Надоедливо моросил дождь. Иван Максимович весь вымок. Стало холодно.. Особенно холодили струйки, стекавшие за воротник с отвисших краев кепки. Несмотря на холод, перед утром он все же задремал. Но когда занялась заря, положив первые румяна на озеро, он проснулся. Вернее, его разбудил всплеск. Это вставал во весь огромный рост отдохнувший лось.

Поднявшись, лось обернулся к свету зари, втягивая широкими ноздрями свежий воздух. Сейчас он был похож на монумент, высеченный из розового гранита. Сильный, красивый!

Иван Максимович свистнул. Лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши к берегу, там он нырнул в лес и скрылся.

Иван Максимович взялся за весла.

Может, остановимся в том углу, Павел Павлыч? - сбавляя ход моторки, кивнул Николай на блеснувший впереди чешуйчатый клин полоя, врезавшийся в низкий камышовый берег.

Сулоев, не по сезону тепло одетый в ватные штаны, стеганку и меховую шапку, массивный, похожий на глыбу, пошевелился и, придерживая на коленях тугой рюкзак, закачал головой:

Не годится. Я ж говорил: основная дичь в Жарках. Туда и двигай! - Он перекинул через сиденье ноги и раскрыл рюкзак. - Не скоро мы туда доберемся, давай-ка закусим.

Николай отказался. Он снова погнал моторку. А Сулоев, жмуря от стеклянной россыпи брызг маленькие, с припухшими веками глаза, стал извлекать из мешка снедь. Потом появилась фляжка в чехле. Приложившись к ней, он поморщился, сунул в рот огурец и, с хрустом пережевывая его, подмигнул:

Калории. Без них, батенька, нельзя в нашей бурной жизни.

Николай Мальцев мало знал своего шефа. Прошел всего месяц с небольшим, как Сулоев приехал на лесопункт и занял должность начальника. За это время близко он виделся с ним только один раз, когда получал премию. Было это вечером в клубе. Поздно вернувшись из третьего рейса и разгрузив на нижнем складе свой лесовоз, Николай, усталый, пропахший бензином и хвоей, пошел домой, но на половине пути его окликнул посыльный: «В клубе тебя ждут, иди!» - «Это еще зачем?» - «Начальство зовет!» Пришел, а там полно народу. Он попятился было к дверям: неудобно в рабочей одежде. Но начальник, сидевший за красным столом на сцене, крикнул через зал:

Проходи, чего там!..

И вручил ему пакет с деньгами. Руку пожал и даже по плечу похлопал.

После этого Николай не встречался с Сулоевым, но зато слышал, что о нем говорили шоферы. Один радовался, что начальник списал с него пережог горючего, велел только побольше давать кубов. Другой хвалился: «А с меня ни копейки не взыскал за поломку заднего моста, только поругал и тоже велел кубы выставлять». Считали его добряком. Многие шоферы к нему шли с просьбами.

Шофером Николай работал пятый год. И все на Сосновском лесопункте, ближайшем к Волжскому морю. У него и отец жил здесь и тоже был шофером. Николай смутно помнил отца, но по рассказам матери он представлял себе, какой это был сильный и честный человек, как все уважали его в поселке. Николаю хотелось быть во всем похожим на него, даже внешне. Такой же, как у отца, был у него вихрастый чуб, такая же узкая щетка усов темнела на суховатом смуглом лице. Только ростом, как говаривала мать, он был немного меньше бати и чуточку поуже в плечах.

…Шум мотора изредка вспугивал уток, они стайками поднимались с воды вдалеке от лодки и, набирая высоту, летели в сторону.

Видишь, не допускают, а в Жарках не пугливые, - кивал Сулоев, заканчивая еду. - Там знаешь сколько набьем? Десятками будем считать.

Куда же столько? - возразил Николай.

Найдем куда… Какой же охотник без азарта? Вот подожди, скоро чертить полетит. С севера. В Жарках тучи ее соберутся.

Положив в рюкзак остатки еды, Сулоев облизнулся.

Вариант 1

В каком слове четыре звука?
1) пьёшь 2) вёл 3) моют 4) ёлка

1) тр…нированный, пол…жить

2) отв…нтить, посв…щать

3) в…негрет, л…теть

4) отр…сль, мол…ко

1) распр…деление, пр…образование

2) …десь, бе…словесный

3) прип…рошить, отр…стать

4) сел…дь, от…езд

1) нет задач…, моеш…, блин…чик

2) пишеш……, плющ…, читает…ся

3) пригож…, прос…ба, помощ…ник

4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он

1) р…сти, р…списание, предл…гать

2) обд…раю, выр…сли, зап…рать

3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть

4) зап…реть, насл…диться, под…рить

1) блес…нул 2) чес….ный 3) словес…ный 4) ужас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

1) душ…й, плеч…м, ключ…м

2) ш…л, под луч…м, камыш…м

3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й

4) овц…й, отсеч…м, кольц…м

1) отдыхать в санатори…

2) бегать по дорожк…

1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т

2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит

3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, ключ…го кустарника

4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м

1) моет…ся, береч…

2) слышит…ся, улыбает…ся

3) стереч…, смеёт…ся

4) береч…ся, записат…ся

1) заб…ру, зам…р, отт…рает

2) обт…реть, расст…лил, выт…рла

3) отп…реть, соб…ратели, бл…стеть

4) заж…гают, зад…рать, отп…раюсь

1) пиш…шь, завис…л, строч…ли

2) кле…ть, терп…шь, отмет…лся

3) наде…мся, ненавид…ли, водолаз всплыва…т

4) чита…м, ка…лся, выйд…шь

1) они терп…т 3) они бре…т

2) они дыш…т 4) они гон…т

1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.

3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.

4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.

1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.

2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.

3) Ты обязательно напиши письмо.

4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.

Мы пошли туда, где росла на опушке ароматная земляника.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух простых предложений

4) грамматическая основа первого предложения – мы пошли; второго – росла на опушке

1) Я (не)хотела идти домой.

2) Мы (не)могли проехать туда, где были заросли малины.

3) Он (не)писал статью в газету.

4) Мама (не)годовала потому, что я разбил чашку.

А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога

Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.

В. Огромная голова лося возвышалась над камышом.

Г. Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись поло льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошили зима землю снежной шубкой. 4) От дыхает земля, набирает силу.

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.

Вариант 2

В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) плывёшь 2) сельдь 3) лечиться 4) оцепить

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ар…мат, отр…сль

2) нас…лить, зал…жить

3) раскр…шить, нас…рить

4) прил…жу, перел…мить

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пост…рать, оп…реться

2) пр…красный, пр…сесть

3) ро…пись, и…бежать

4) зап…рать, обж…гать

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?

1) скрипуч…, косич…ка, павил…он

2) стереч…, задач…, матер…ю

3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся

4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?

1) вып…чка, заб…раться, выг…рать

2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена

3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть

4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?

1) уч..ный, ключ…м, стереж…м

2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м

3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й

4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м

8. Укажите существительное с окончанием –е?

1) стоять возле акаци …

2) возле коллекци…

3) пройти по дорог…

4) в тетрад…

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?

1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м

2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м

3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле

4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?

1) крадёт…ся, улыбат…ся

2) стрич…, моет…ся

3) опасает…ся, подстрич…

4) копат…ся, учит…ся

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать

2) ж…чь, выд…рал, зап…рал

3) бл…стят, оп…рся, изм…рять

4) прим…рение, заб…ру, вы…реть

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) верт…шь, терп…шь, посе…шь

2) слыш…шь, увид…шь, ед…м

3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т

4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть

13. В каком глаголе пишется окончание –ют?

1) они повес…т 3) они просмотр…т

2) они стел…т 4) они бормоч…т

14. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).

1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.

2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.

4) В домах горел свет и веселились люди.

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.

2) Вы знали о случившемся?

3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.

4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

16. Найди ошибку в характеристике предложения.

Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации

4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила,; второго – он остыл.

17. В каком примере «не» пишется слитно?

1) Я (не)мог купить новый автомобиль.

2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.

3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.

4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.

18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?

А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.

Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

19. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 3) художественный

2) публицистический 4) разговорный

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 - го предложения.

_____________________________________________________________

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

_________________________________________________________________

Основные приемы и методы

изучения орфографии

по теме «Наречие»

в 7 классе.

Подготовила В. В. Вечернова,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1

г.Геленджика

Краснодарского края

2006

Изучение наречий – одна из сложных тем школьного курса. Я считаю, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов –А, - О на конце наречий; слитное и раздельное написание (т.к. написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и прочее. Темой «Наречие» заканчивается изучение самостоятельных частей речи, многих правил орфографии. Поэтому представляется возможным обобщить орфографические правила, выявить общее в правописании Ь после шипящих, О- Е после шипящих, НЕ с разными частями речи, Н и НН в самостоятельных частях речи.

При изучении этой темы я использую различные орфографические задания:

словарные диктанты;

диктанты с дополнительными заданиями;

выборочные изложения;

контрольно- тренировочные упражнения;

игры…

В конце темы провожу урок-семинар - зачет по теме «Наречие», рассчитанный на два часа.

Вот некоторые формы работы, используемые мною при изучении данной

темы:

    Рассказываю о происхождении термина «наречие» и других наречий.

    Слово «Наречие» встречается уже в старославянском переводе грамматики Иоанна Дамаскина; в « Грамматике» М.В.Ломоносова сказано, что наречие служит « для краткого изображения обстоятельств» (1755 г.).

Предлагаю отрывки из книги Э. Вартатьяна « Из жизни слов»:

« На всю Ивановскую»;

из истории слова ВДРЕБЕЗГИ, уж, настежь, дотла.

Составьте предложения с этими наречиями:

как?

Стекло разбилось вдребезги...

3.При подготовке к сочинению- описанию действий по картине С.Григорьева « Вратарь» составляем рабочие материалы:

слегка согнувшись, отставив ногу назад, внезапно притормаживая, живо реагируя, резко рванувшись с места, напряженно следя, оценивающе глядя, заинтересованно наблюдая, ежедневно приходя, сидящие справа и слева.

4. Говоря о способах образования наречий, даю такое задание:

Запишите следующие наречия, правильно расставьте ударение, прочитайте наречия вслух.

мельком, бегом , добела, донельзя, донизу, досуха, досыта, кругом, тотчас , остро.

Измените место ударения в выделенных словах, произнесите.

Составьте предложения, в которых бы эти омонимы различались.

Домашнее задание.

Прослушайте информационные передачи и радио. Запишите слова, которые вы произносите не так, как дикторы.

5.Как произносятся наречия КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО?

Пример:

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все

вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Какое слово подсказывает правильное звучание наречия СКУЧНО?

6.Комментированное письмо.

Чтобы стать грамотным, нужно, во-первых, изучить грамматические и орфографические правила, во- вторых, эти правила в процессе изучения закрепить упражнениями, в- третьих, изученное систематически повторять.

Объясните постановку знаков препинания, правописание наречий.

7. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните наречия как члены предложения.

Обратно идет дождь.

(Н...) б...рись за это дело вперед меня.

Ра...режь хлеб напополам.Я приеду к тебе днями.

Охотник сильно расстроился.

8.Вспоминая, что наречие – неизменяемая часть речи, даю такое задание:

Подбери наречия с корнями ВВЕРХ, ПЕРЕД, ПРАВ,ЛЕВ,

Разберите их по составу:

вверх, сверху, вверху, впереди, вперед, справа, вправо, направо.

9.Выборочный диктант.

Выписать наречия с тем словом, от которого ставим вопрос, чтобы определить значение наречия.

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

А гром вдали гремит раскатом.

10. Словарно-орфографический диктант с объяснением и проговариванием.

Прикоснуться невзначай, медленно пробираться, прескверный характер, неожиданное приключение, немеркнущий свет, вязаный костюм, связанный шарф, почищенная посуда, нерасчищенная дорожка, не мог прилежно заниматься.

11.Определение наречий в форме сравнительной степени и отличие их от форм степени сравнения прилагательных - одна из трудных тем. Можно

по этой теме предложить следующие задания:

а) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Обозначьте все орфограммы в предложении.

Какие однокоренные слова встретились?

печальные+сущ. печально+глаг.

Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.

Печальные поляны- печальнее

более печальные

печальнейшие

самые печальные

печальнее всех

Образуйте сравнительную степень от наречия.

льет печально - печальнее

более печально

печальнее всего

печальнее всех

б) Сочинение – миниатюра « Мой друг и я», употребив прилагательные и наречия в сравнительной степени.

Мой друг-Дима Попандопуло. Он талантливее меня, музыкальнее, грамотнее, начитаннее. Но зато быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я много читаем и умеем интереснее всех рассказывать. Он больше любит подвижные игры, а я спокойные. Мы во многом разные, но очень любим друг друга.

в) Сгруппируйте данные сочетания слов на основе выделенных слов: с наречиями, с прилагательными.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, раздается реже, отец моложе, выглядеть моложе, наша река многоводнее, стать многоводнее, брат выше, рыгнул выше.

12). К уроку развития речи - описание трудового процесса, я выдрала такой текст для анализа. Попутно повторяем типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Сбор колосков.

В поле ребята разбрелись по сторонам и разделились. Мальчики в одном конце, а девочки кучкой вместе. Ребята собирали колоски сначала себе в корзины, а потом сносили в общие кучи. Работали они по-разному.

Таня наклоняется, как заведенная. Все боится, как бы ни сказали, что она хуже других. А Нюра присядет на корточки и быстро, чистенько все вокруг себя подбирает, словно метелочкой подметает. А потом на шаг и снова так же. Женя и Аня ходят рядком, собирают полоски в одну корзинку и о чем-то своем беседуют. Маня успела уже и песенку выдумать и поет на все поле. Мальчики с криком и гиканьем мечутся, будто без толку, по всему полю. А все-таки корзинки у них быстро наполняются.

Высоко поднялось солнце; высоки стали кучи собранных колосков. А ребята что-то слишком гнутся, слишком долго не распрямляются - устали.

Решили отдохнуть и пообедать. Пока ребята жуют, Лена высыпает из одного колоска зерна на ладонь, пересчитывает их и рассказывает ребятам, сколько колосьев остается в поле, сколько на фронте можно накормить душистым хлебом.

Перед глазами ребят вагоны, поезда с зерном, ковриги хлеба, бойцы за обедом. Ребята поражены. И каждый чувствует, что он помогает стране. Саша вскакивает на ноги.

За работу!

И с удвоенной энергией наклоняются ребята к земле, и растут, растут кучи колосков.

Вопросы и задания.

а) Какова тема текста и его основная мысль?

Сначала, потом, уже, пока - указывает на последовательность действий.

Быстро, чистенько, без толку, низко, долго-характерные движения во время работы.

Высоко - результат труда.

д) Есть ли в тексте сравнения?

е) Составьте план.

1. Организация работы.

2.Работали по-разному.

3.Решили пообедать и отдохнуть.

4. Перед глазами ребят поезда с зерном.

5. С удвоенной энергией.

ж) Домашнее задание. Составить словосочетания к сочинению « Как я готовлю уроки».

13. При изучении слитного или раздельного написания НЕ с наречиями и другими частями речи; НЕ-НИ в наречиях можно предложить такие задания:

а) Заполни таблицу.

Слитное написание

Раздельное написание

(Не) дружелюбно, враждебно; (не) легкий,(не) вежливость, (не) дюжинный; (не) дорогой, а дешевый; (не) вредно, а безвредно;(не) доверчивость,(не) узнаваемо измениться, (не) замеченная ошибка, трава (не) скошена, (не) исправленная вовремя ошибка; (не) высоко, а низко.

б) Выпишите слова по вариантам (1 вариант- с НЕ, 2 вариант – с НИ).

Н...отк`уда, н...чем, н...какой, н...чуть, н`...куда, н...ког`о, н...чег`о, н...как, н...ч`ем, н`...откуда, н...кий, н...ск`олько, н...кем, н...мало, н...ким, н...куд`а, н...ког`о, н`... (о) чем, н... (о) ч`ем.

в)Подберите к данным наречиям синонимы (синоним – наречие с НЕ).

Мелко-неглубоко

внезапно – неожиданно

тихо- неслышно

близко- недалеко

тяжело-нелегко

срочно - немедленно

свободно - непринужденно

спокойно - невозмутимо

встревоженно - неспокойно

г) Записать и запомнить.

Всегда слитно: неподалеку, невдомек, невзначай, ненароком, невдалеке.

Всегда раздельно: не сразу, не вдруг, не везде, не всегда, не хуже.

д) Почему данные примеры записаны в два столбика?

Немного лет тому назад;

Немало стран я перевидел;

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

Народу было не много, а совсем мало;

Ваше задание меня нимало не затруднит;

Он дал мне книгу не даром.

14. Перед изучением Н и НН в наречиях разумно вспомнить Н и НН в суффиксах других частей речи:

а) Работа с перфокартой:

радиофицированный класс, местность пустынна, песчаный берег, оборудованный кабинет, небо облачно, жеванный лист, раненый боец, желанный друг, переплетенный журнал.

б) Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант. II вариант

ветреный день безветренная погода

деревянная скамья стеклянная веранда

карманный фонарик искуственный цветок

оловянный жучок раненый перевозчик

французский язык матросский костюм

украшенный сапожок слышимые песни

вязаные перчатки дремлющая собачонка

увлекаемый ветром листик грушевый сучок

скачущая лошадка едва различимый шепот

еле слышимый шорох священная война

в) Письмо наизусть - эффективный прием закрепления темы, часто используется мною на уроке. Здесь можно использовать такое задание:

Восстанови текст:

Веселым треском

Трещит...(затопленная печь)

Напрсно ждал Наполеон...

(Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля).

И медлят поминутно спицы...

(В твоих наморщенных руках).

Из темного леса навстречу ему...

(Идет вдохновенный кудесник).

г) Выпишите в левый столбик наречия с НН, а в правый с Н.

Медленно, откровенно, пристойно, невиданно, радостно, повзводно, искренне, изолированно, поздно, неожиданно, увлеченно, ежедневно, загрязнено, самокритично, бесследно, двусмысленно.

д) Составьте предложения, в которых одно из слов будет наречием, другое – кратким причастием.

огорченно – огорчен`о

удивленно – удивлен`о

совершенно– совершен`о

15. При изучении букв О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- можно предложить следующие задания, которые сформулируют умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно ее писать:

а) Запоминание и различение наречий, оканчивающихся на -А, О-.

Издалека – далекий

докрасна - красный

слева – левый

рассеянно - рассеянный

начисто - чистый

бесполезно – бесполезный

Составьте с одним из них предложение с деепричастным оборотом.

б) Выписать в один столбик наречия на –О, в другой – на –А.

Ветер снова усилился. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено почти добела. Серое небо предвещало дождь надолго. Посмотри-ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум.

в) Работа с карточками. (О-А).

Вправ.., запрост.., докрасн.., набел.., добел.., насух.., начист.., налев.., доверчив.., сгоряч.., искос...

16.Буквы О-Е после шипящих - правило нетрудное, как у других частей речи. Исключение: еще. Здесь можно выполнить следующие задания:

а) Подобрать к глаголам наречия, отвечающие на вопрос КАК?. О или Е на конце после шипящих.

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

Слова для справок : блестяще, убеждающее, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

б) Закончи предложение.

Куй железо, пока... (горячо).

Мягко стелет, да... (жестко спать).

Словами туда-сюда, а дело... (никуда).

в) Работа с перфокартами.

Вставить нужную букву (О-Е-Ё)

...........

17. При изучении темы « Дефис в наречиях» уместно вспомнить дефисное написание в разных частях речи.

а) Добавьте свои примеры:

сущ.: юго- запад, пол- лимона...

прил.: выпукло- вогнутый, темно-синий...

мест.: кто-то, что-либо, кое- кто...

б)Коллективное составление таблицы.

по- +-ому, -ему

по- +-и

во-,в- + -их, -ых

кое-

То, -либо, -нибудь

тихо-тихо

в) Составьте предложения со словами:

по- осеннему, по осеннему.

Я иду по осеннему лесу, любуясь красками осени.

В лесу по - осеннему свежо и опрятно.

18. При изучении Ь после шипящих на конце наречий можно дать объяснительный словарный диктант, в котором собраны примеры правописания Ь после шипящих на конце разных частей речи.

Помощь, стеречь, много груш, товарищ, горяч, увлечься, спрячь, съежишься, камыш, гонишь, дичь, привлечь, съешьте, плющ, улыбнешься, свеж, мимо рощ, пахуч, луч, брешь, хорош.

б) Исправьте ошибки:

Мише (на) глаза попалась записка(,) оставле...ая Костей(:) « Еш картошку на печьке».

в) Образуйте от данных слов однокоренные наречия:

скакать- вскачь

сплошной – сплошь

терпеть – невтерпеж

ничком – навзничь

махнуть – наотмашь

муж – замуж.

г) Самая трудная тема при изучении наречий – слитное и раздельное написание наречий.

Познакомьтесь с происхождением наречий:

дотла – слияние предлога ДО - с формой Р.п. ед.ч. тло - почва, пол,

основание;

невзначай – корень тот же, что и в слове ЧАС, ОТЧАЯТЬСЯ;

невмоготу – могота – сила, мочь от не в моготу;

наружу – на + В.п. ед.ч. сущ. ружь –вид;

исподволь – из-под + Р.п. ед.ч. от воля, из-под воли, И на конце утрачено.

Эти слова заносятся на карточку « Словарь наречий». Туда же добавляются и другие наречия:

вообще – в общем

впотьмах – в потемках...

б) Составление таблицы.

слитно раздельно

Ую (вкрутую) в открытую

в, на + собират. числит. на боковую

(вдвое, надвое) на мировую

наречия с корнями + собират. числит.

вдали виднеется - в дали моря,

начать сначала- с начала урока,

идти наудачу - на удачу случайную.

Иногда в таких случаях помогает ударение:

в`овремя – во вр`емя,

п`онизу – по н`изу

н`абок –на б`ок

д`осмерти – до см`ерти,

нав`еки – на век`а.

г) После заучивания словарных слов повожу словарный диктант.

19.На уроне повторения даю следующие задания:

а) Разобрать слова по составу:

по – летнему, точь - в - точь, кое – где, наотмашь, сгоряча, некогда,

неуклюже.

б) Морфологический разбор наречия:

делать вручную

в) Проверочная работа.

Идти вглубь, слышно издалека, закрыть вплотную, по – лисьи хитер, по – новому петь, волей – неволей, выйти замуж, настежь распахнуть, нигде, некогда, насилу убежал.

г)Подобрать к данным наречиям синонимы или фразеологизмы:

близко (рукой подать, не за горами)

давно (при царе Горохе)дружно (душа в душу)

далеко (за тридевять земель)

искренне (от чистого сердца)

мало (кот наплакал)

20. Контрольный диктант.

Встреча в лесу.

Старый лесник налег на весла. Невдалеке что-то тяжелое грохнулось вперед. В камыши испуганно, припадая на задние ноги, заходил лось. Не заметив опасности, великан обессилено упал в заросли и жалобно застонал.

Иван Максимович понял, что зверь был ранен. Огромная голова лося возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога, лось был немолодой. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где-то на берегу. Охотник решил защитить зверя.

Медленно тянулась ночь. Изредка моросил дождь. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

Когда поднялась заря, охотника разбудил всплеск. Это вставал во весь рост отдохнувший лось. Человек свистнул, и лось, откинув нВ спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Грамматические задания:

1.Указать способ образования данных слов: испуганно, изредка, припадая.

2.Разобрать по составу: обессилено, прислушиваясь, отдохнувший.

3. Морфологический разбор наречия невдалеке (грохнулось).

4. Определить лексическое значение слова БРАКОНЬЕР.

21.В заключение всей темы провожу урок – семинар – зачет по теме

« Наречие – интересная часть речи».

Оборудование: опорные конспекты, таблица, словарик, вопросы...

Вопросы:

    Каков секрет названия наречия?

    Изменяются ли наречия?

    Как образуются наречия?

4.Какие случаи правописания наречий для вас оказались самыми трудными?

    Замените наречия фразеологизмами:

сильно краснеть - до корней волос

крепко спит - как убитый

быстро скакать - во весь опор

быстро бежать- во весь дух

громко кричать - во все горло

хорошо знать - как свои пять пальцев

тесно - яблоку негде упасть

темно - хоть глаз выколи

мало - кот наплакал.

    По картине написать как можно больше наречий, необходимых для более полного описания.

Составление таблицы по теме «Наречие»

: тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю: Согласно:

Директор ЦО № 47 Зав. каф. словесности

Тютрина Н. Г. / _______ Борознёнок С. В./_____

«___»____________2014 «__»___________2014

Контрольная работа за 1 четверть

по русскому языку (тест)

для 6 , Г, Д, Е классов

Составитель:

Владимирова Е.Ю.

г. Иркутск

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Форма проведения контрольной работы : тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Тест оценивается одной оценкой. За правильный ответ – 1 балл

Оценка «5» - 21-22 балла.

Оценка «4» - 18-20 баллов

Оценка «3» - 11-17 баллов

Оценка «2» - меньше 17баллов

Ответы 1 вариант:

1. За тридевять земель

2. До корней волос

3. то корки до корки

4. как рыба в воде

Ответы 2 вариант:

1. в час по чайной ложке

2. рукой подать.

3. куры не клюют.

4. кожа да кости.

I четверть.

Вариант 1

1)вьюга 2) ехать 3)съесть 4) ель


1) тр…нированный, пол…жить
2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть
4) отр…сль, мол…ко

3. В каком слове в окончании нужно писать и?

1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т


1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он


1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м


1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м


1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся

1) Без нитки и иголки и шубы не сшить.

2) Век долог, да час короток.

1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный

1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело

13. Какое слово образовано приставочным способом?

1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка

1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая

15. Каким способом образовано слово выход?

Змей Горыныч унес царевну далеко-

Миша сильно покраснел-

Я прочитал журнал до конца -

Рита чувствует себя на катке прекрасно -


1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.


1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.
3) Ты обязательно напиши письмо.
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.


А . При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога
Б . Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.
В . Огромная голова лося возвышалась над камышом.
Г . Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу.


1) научный 2) публицистический 3) художественный 4) разговорный




Контрольная работа по русскому языку, 6 класс.

I четверть.

Фамилия, имя ученика_________________________ Дата _______

Вариант 2

1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?

1)съехать 2)вьюн 3)съёмка 4)мель

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить

3. В каком слове в окончании нужно писать е?

1) к ладон… 2) вид…т 3) держ…т 4) бледне…т

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква ё(е)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

7. Укажите существительное с окончанием –е?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) уб…ру, зам…р, расст…лается

2) зам…реть, подст…лил, выт…рла

3) выт…рла, изб…рать, бл…стеть

4) разж…гать, выд…рать, вып…рает

9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся

10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные ?

1) Не строй семь церквей – пристрой семь детей.

2) Наживной рубль дорог, даровой рубль дёшев.

3) Перьями сокол, да умом тетерев.

4) Ворона соколом не бывает.


11. Какое слово не является общеупотребительным?

1) тубус 2) земля 3) говорить 4) птица

12. Какое слово является историзмом?

1) рыбарь 2) глас 3) треуголка 4) очи

13. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) берёзовый 2) неприятный 3) безвольный 4) согласие

14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?

1) сотрудник 2) проходная 3) соучастие 4) юннат

15. Каким способом образовано слово вывод?

1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую

16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:

Петя работал очень медленно -

До города было недалеко -

Денег у купца много -

Маша сильно похудела -

17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.

18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А . Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б . Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В . Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г . Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

20. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 2) художественный 3) публицистический 4) разговорный

21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
_____________________________________________________________

22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
_________________________________________________________________


Контрольная работа

(1 полугодие 6 класс.)

Время проведения – 90 мин (2урока)

Первая часть – диктант. Вторая часть –тест в 3 вариантах

Первый снег.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Контрольная работа по русскому языку 6 класс

1вариант.

(в диктанте)




3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) распр…деление, пр…образование 2) …десь, бе…словесный
3) прип…рошить, отр…стать 4) сел…дь, от…езд

1) нет задач…, моеш…, блин…чик 2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник 4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он

1) р…сти, р…списание, предл…гать 2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть 4) зап…реть, насл…диться, под…рить

1) блес…нул 2) чес….ный 3) словес…ный 4) ужас…ный
7. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м 2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й 4) овц…й, отсеч…м, кольц…м

1) отдыхать в санатори… 2) бегать по дорожк…

3) прийти к акаци… 4) прочитать в объявлени…

1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, ключ…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м






















Мы пошли туда, где росла на опушке ароматная земляника.
1) повествовательное 2) сложное 3) состоит из двух простых предложений
4) грамматическая основа первого предложения – мы пошли; второго – росла на опушке

1) Я (не)хотела идти домой. 2) Мы (не)могли проехать туда, где были заросли малины.
3) Он (не)писал статью в газету. 4) Мама (не)годовала потому, что я разбил чашку.

А . При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога
Б . Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.
В . Огромная голова лося возвышалась над камышом.
Г. Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2 ) Б, Г, В, А 3 ) А, В, Г, Б 4 ) В, А, Г, Б


1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу.
19 . Определите стиль речи данного отрывка .
1) научный 3) художественный 2) публицистический 4) разговорный
20 . Выпишите грамматическую основу (основы) из 2-го предложения.

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

22 .

1) зделать, абмерить; 2) отбить, надписать;

3) предвидение, ввоз; 4) добежать, списать.

24. В каком ряду во всех словах пропущена –и?

25. Указать слово, где не с существительным пишется слитно:

1) (не) друг, а враг; 2) (не) вежда; 3) (не) француз; 4) (не) рыбак.

26. Указать предложение, в котором не с глаголом пишется слитно:

3) (Не) навижу нерях. 4) (Не) нравится, так и (не) слушай

2вариант

1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце .(в тексте)

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль 2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить 4) прил…жу, перел…мить
3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ?
1) пост…рать, оп…реться 2) пр…красный, пр…сесть
3) ро…пись, и…бежать 4) зап…рать, обж…гать
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?


5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?


6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?


8. Укажите существительное с окончанием –е?
1) стоять возле акаци … 2) возле коллекци… 3) пройти по дорог… 4) в тетрад…
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей
10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся 2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич… 4) копат…ся, учит…ся
11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать 2) ж…чь, выд…рал, зап…рал
3) бл…стят, оп…рся, изм…рять 4) прим…рение, заб…ру, вы…реть
12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) верт…шь, терп…шь, посе…шь 2) слыш…шь, увид…шь, ед…м
3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т 4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть
13. В каком глаголе пишется окончание –ют?
1) они повес…т 3) они просмотр…т 2) они стел…т 4) они бормоч…т
14. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.
15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.
16. Найди ошибку в характеристике предложения.
Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.
1) повествовательное
2) сложное
3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации
4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила,; второго – он остыл.
17. В каком примере «не» пишется слитно?
1) Я (не)мог купить новый автомобиль.
2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.
3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.
4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.
18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.
1 ) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3 ) Г, Б, А, В 4 ) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.
1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.
19. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 3) художественный
2) публицистический 4) разговорный
20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 - го предложения.
_____________________________________________________________

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

_________________________________________________________________

22. Указать неверное написание сложного слова:

1) пол-Америки; 2) пол-ананаса; 3) пол-луны; 4) пол-дня.

23. Найти ошибку в написании приставок:

1) роспись; 2) розданный; 3) росписка; 4) раздать.

24. Указать предложение, в котором не с глаголом пишется слитно :

1) (Не) навижу дождь. 2) Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

3) Без запевалы и песня (не) поется. 4) За твоим языком (не) поспеешь босиком.

25. В каком ряду во всех словах пропущена –е?

1) пр…добрый, пр…мудрый; 2) пр…тормозить, пр…открыть;

3) пр…морье, пр…город; 4) пр…нести, пр…шить.

26. Указать слово, где не с существительным пишется раздельно:

1) (не) ряха; 2) (не) приятель 3) (не) правда 4) (не) человек.

3 вариант

1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце.(в тексте)

2 . Указать неверное написание сложного слова:

1) пол-Москвы; 2) пол-апельсина; 3) пол-лимона; 4) пол-дыни.

3. Найти ошибку в написании приставок:

1) зделать, абмерить; 2) отбить, надписать;3) предвидение, ввоз; 4) добежать, списать.

4. В каком ряду во всех словах пропущена –з?

1) и…гиб, во…ложить; 2) и…точник, во…петь;

3) бе …корыстный, ра..сказ; 4) ни…ходить, …ходить.

5. В каком ряду во всех словах пропущена –и?

1) пр…большой, пр…увеличить; 2) пр…вращать, пр…ображать;

3) пр…брежный, пр…делать; 4) пр…градить, пр…рвать.

6.Указать слово, где не с существительным пишется слитно:

1) (не) друг, а враг; 2) (не) вежда; 3) (не) француз 4) (не) рыбак.

7.Указать предложение, в котором не с глаголом пишется слитно:

1). (Не) подмажешь – (не) поедешь. 2) Он (не) знает страха.

3) (Не) навижу нерях. 4) (Не) нравится, так и (не) слушай.

8. Указать верно написанное прилагательное:

1) ветреный; 2) оловяный; 3) стекляный; 4) деревяный.

9. В каком ряду во всех словах пропущена –с?

1) во…хождение, ра…чет; 2) бе…граничный, во…звание;

3) чре…мерный, ра…жечь; 4) бе…донная, ра…бавить.

10. Указать раздельное написание не с прилагательным:

1) (не) избежный; 2) (не) стерпимый; 3) (не) интересный; 4) (не) старый, а молодой.

11. В каком ряду нет слов с чередующейся гласной в корне?
1) прибл…жение, прик…сновение, насл…ждение; 2) сл…жение, вод…росли, изб…рать;3) сож…леть, изв…нить, под…рить; 4) отр…сль, прик…саться, з…ря.

12.В каком примере НЕ пишется слитно?
1) (Не) отдыхавшие с утра путники сделали привал. 2)Я давно (не) был в этих местах.
3) Тренироваться Пете было (не) легко. 4) Диктант был (НЕ) легкий, а трудный.

13. В каком слове на месте пропуска после шипящей пишется Ь?
1) синий карандаш…2) несколько задач… 3) ветер свеж…4) отреж…те кусочек.

14. Найди неверный ответ в определении грамматических признаков.
1) тройка – существительное; 2) любой – местоимение;
3) втроем – собирательное числительное; 4) некогда – наречие.

15. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?
1) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.
2) Распустил глухарь веером хвост и защебетал свою песню.
3) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.
4) Я опустил ружьё и с наслаждением слушал глухариную песню.

16. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он 2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся 4) прос…ба, могуч…, отреж…
17. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать 2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть 4) р…сток, заг…р, прик…саться
18. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?
1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный
19. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?
1) уч..ный, ключ…м, стереж…м 2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м
3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й 4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м
20. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) моет…ся, береч… 2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся 4) береч…ся, записат…ся
21. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) заб…ру, зам…р, отт…рает 2) обт…реть, расст…лил, выт…рла
3) отп…реть, соб…ратели, бл…стеть 4) заж…гают, зад…рать, отп…раюсь
22. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) пиш…шь, завис…л, строч…ли 2) кле…ть, терп…шь, отмет…лся
3) наде…мся, ненавид…ли, водолаз всплыва…т 4) чита…м, ка…лся, выйд…шь
23. В каком глаголе пишется окончание –ют?
1) они терп…т 3) они бре…т 2) они дыш…т 4) они гон…т
24. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.
25. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.
3) Ты обязательно напиши письмо.
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.
26. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) тр…нированный, пол…жить 2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть 4) отр…сль, мол…ко

  • Выпадает снег. Он изменяет. Снежинки касаются, она одевается. Побелели дорожки и крыши. Загораются, блестят искорки. Вода темнеет.
  • задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    Переливаются сугробы, скрылись реки и речонки

    Пролетит рябчик, поднимется глухарь.

    4 набирает

    5 выбирают


    Королькова Дарья Владимировна

    Похожие публикации