Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Огород на окне в детском саду: оформление (идеи). Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду" консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему Огород на участке детского сада название

Проект «Огород на участке».

Старшая группа №8.

Интеграция образовательных областей : в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Актуальность.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта .

По продолжительности – долгосрочный (май – сентябрь).

По количеству участников – коллективный.

По контингенту участников - одновозрастной (дети 5-7 лет)

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Цель : Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Задачи:

Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

этапы

мероприятия

1 этап.

Организационно- подготовительный.

Создание условий для реализации проекта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, цели, задачи,

Подбор необходимого материала для создания огорода.

2 этап.

Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Конструирование: оформление огорода.

Социализация: Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Труд: посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье: «О пользе овощей»(беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

3 этап.

Итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

4 этап.

Заключительный.

Оформление материалов проекта:

Изготовление фотоальбома «Огород на участке».

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Получение знаний детей о жизни растений.

· Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.

· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

Дети группы №8;

Родители воспитанников (совместная деятельность);

Воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео, презентации;

Мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

Семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Список используемой литературы.

Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Проект

«Огород на участке»

Старшая группа №8

Воспитатели

Варникова Н. В.

Ненастьева Е. Н.

Май – сентябрь 2014 г.


На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору. Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 м2 на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60—70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5—3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной 50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки.
На огороде выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.
Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.
В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачка, баклажана, арбуза.
На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, артишок, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).
Следует выделить место для выращивания хлебных злаков (пшеница, рожь, ячмень).
Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.
Характеристика овощных культур, которые часто выращиваются на огороде детского сада
Кресс-салат широколистный (семейство Капустные, Крестоцветные). Растение скороспелое, холодостойкое. В открытый грунт высевают рано. Посев можно повторять с интервалом в 7—10 дней. Сеют кресс-салат на плодородных почвах однострочно с междурядьями в 45 см. Всходы прореживают, оставляя растения в ряду на расстоянии 8—10 см. Пригоден для употребления в пищу через три недели после появления всходов.
Салат кочанный (семейство Астровые, Сложноцветные). Оптимальная температура для выращивания 15—20 "С. Морозостоек. Не выносит затенения. Растет хорошо на плодородных незакисленных почвах. Высаживают рассадой или семенами. Уход заключается в рыхлении междурядий, прополке и поливе.
Растение целебное. Успокаивающе действует на нервную систему, улучшает сон, стимулирует пищеварение.
Ревень (семейство Гречишные). Многолетнее растение с высоким — до 2 м — прямостоячим стеблем. Листья прикорневые, мощные, на длинных черешках. Возделывают по всей стране. Под ревень отводят чистую от сорняков, хорошо удобренную грядку. Размножается вегетативно. Весной или осенью 4—5-летнее растение делят на части, каждая из которых должна иметь 1—2 почки. За лето 2—3 раза выламывают листья с черешками (не более 2/3 от общего количества).
Из черешков прикорневых листьев готовят варенье, цукаты, компот, используют как начинку для пирогов.
Укроп (семейство Сельдерейные, Зонтичные). Многолетнее растение, стебель высокий (48—155 см), прямостоячий, ветвистый, круглый, гладкий, с восковым налетом. Листья очередные, перисторасчлененные, прикорневая розетка высотой 18—36 см из 6—12 листьев. Соцветие — сложный, многолучевой зонтик. Цветки мелкие. Семена сплюснутые, овальные или удлиненно-овальные, от светло- до темно-коричневого цвета. Возделывают на всей территории страны. Зеленую массу наращивают в течение месяца. Светолюбив и холодостоек. Сроки и способы посева зависят от почвенно-климатических условий. Перед посадкой семена замачивают теплой водой, меняя ее 3—4 раза. Уход заключается в рыхлении междурядий, в поливе.
Повседневное употребление укропа повышает аппетит, свежие листья укропа богаты витаминами.
Щавель (семейство Гречишные). Многолетнее растение, возделывается как двулетнее или трехлетнее. Стебель до 1 м, прямостоячий, бороздчатый. Прикорневые листья черешковые, продолговатые, у основания — копьевидно-заостренные; стеблевые — узкие, сидячие. Цветки мелкие, красновато-желтые, собраны в игольчатое соцветие. Растение раздельнополое, однодольное или двудольное. Плод — трехгранный орешек. Высевают весной, летом или под зиму в плодородную землю. Почва должна быть слабокислой, водопроницаемой. При уходе выпалывают сорняки, поливают. Срезают листья, достигшие 8—10 см. После срезки листьев растение подкармливают жидкими удобрениями.
Щавель улучшает пищеварение, обладает противоцинготными свойствами, улучшает обмен веществ.
Лук-батун (семейство Луковые). Листья полые, трубчатые. Цветочная стрелка высотой 20—60 см заканчивается шаровидным простым зонтиком. Цветки неокрашенные. Размножается семенами или вегетативно — делением куста. Растение зимостойкое. Ранней весной, как только сойдет снег, листья начинают отрастать и через месяц готовы в пищу. Уход — прополка, рыхление. Осенью после первого мороза срезают и удаляют все листья. Хорошее противоцинготное средство.
Лук репчатый (семейство Луковые). Двулетнее растение с крупной луковицей, состоит из сочных, образованных из утолщенных влагалищных листьев-чешуй. В них все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя сухими чешуями. Листья трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается соцветием-зонтиком из 300—400 мелких цветков. Плод — коробочка с двумя черными семенами (чернушка).
Выращивают как однолетнее или двулетнее растение, а также вегетативным размножением. При первом способе из семян получают лук-репку; при втором выращивают севок (маленькие 0,7—2 см луковички), а из него на следующий год — лук-репку; третьим способом высаживают некрупные (10—20 г) луковицы.
Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в прополке, поливе. Отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
Белокочанная капуста (семейство Крестоцветные). Двулетнее растение, имеющее листья от мелких до крупных, лировидные, цельные, от светло-зеленого до фиолетового цвета, сидячие или с черешками. На второй год из почек на кочерыжке вырастают цветоносные побеги. Соцветия длинные, цветки средние и крупные, желтые или белые. Плод — стручок. Семена до 2 мм, шаровидные.
Растение светолюбивое, требующее длинного дня. Выращивают рассадой на плодородной почве. Не рекомендуются кислые почвы. Уход состоит в рыхлении междурядий, прополке, подкормке и поливе.
Широко используется в кулинарии. В народной медицине капусту применяют как наружное средство при ожогах, ушибах, воспалительных процессах, при головной боли.
Кабачок (семейство Тыквенные). Это — разновидность твердокорой тыквы. Листья крупные, цельные или рассеченные. Плод короткий, цилиндрический, белого, светлых оттенков зеленого цвета. Цветки крупные, желтые. На юге выращивают в открытом грунте на легких, плодородных почвах. На северо-западе выращивают под пленочным укрытием. Сеют семенами или рассадой.
Огурец (семейство Тыквенные). Стебель (плеть) прямостоячий, достигает длины до 2 м. Листья очередные. Цветки средней величины, желтого цвета. Выращивают повсюду. Хорошо растет под пленочным укрытием. Теплолюбив, благоприятная температура 25—30 °С. Требователен к влажности почвы и воздуха. Лучшими для этой культуры являются легкие почвы, богатые органическими веществами.
Огурцы улучшают аппетит, снижают склонность к ожирению.
Томат (семейство Пасленовые). Стебель высотой от 30 см до 2,5 м. Цветки собраны в соцветие-кисть. Листья рассеченные, с сильным специфическим запахом. Плод — многогнездовая сочная ягода, от желтого до темно-фиолетового цвета, круглой формы. Плоды расположены в кисти. Семена плоские, треугольно-почк<> видные, густоопушенные.
Томат хорошо растет на супесчаных и легких суглинистых почвах. На юге сеют сразу в грунт. В северных районах высаживают рассадой в парники.
Морковь (семейство Сельдерейные, Зонтичные). Двулетнее растение, возделывается от Заполярья до южных границ. Наиболее распространенный сорт — Нантская. Требовательна к качеству обработки почвы, которая должна быть постоянно рыхлой. Лучше вырастает на супесчаной или суглинистой почве. Семена прорастают очень медленно, поэтому высевать необходимо рано или под зиму. Требует частых поливов, особенно в начальной стадии развития.
Редис (семейство Капустные, Крестоцветные). Корнеплод белый, желтый, розовато-красный и с белым кончиком, круглый или цилиндрический. Высевают на плодородных почвах как можно раньше весной. Семена можно наклеить мучным или картофельным клейстером на узкие полоски бумаги, которые раскладываются в бороздки и присыпаются почвой. В течение лета проводят несколько посевов.
Репа (семейство Капустные, Крестоцветные). Двулетнее растение, в первый год жизни образует розетку листьев и корнеплод, во второй — цветоносные побеги и семена. Листья рассеченные, у большинства растений опушенные. Корнеплод мясистый, от плоского до округлого. Мякоть желтая, сочная, мягкая. Кора гладкая. Соцветие-щиток. Семена темно-коричневые. Холодостойкое растение. Хорошие урожаи дает на плодородных легких почвах. Высевают в грунт весной, заделывают на глубину до 1,5 см. Уход состоит в прореживании, прополке.
Репа имеет целебные свойства. Оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему.
Свекла (семейство Лебедовые, Маревые). Двулетнее растение, образующее в первый год жизни корнеплод с розеткой листьев, во второй — цветоносные стебли. Цветки мелкие, зеленоватые; околоплодники срастаются и образуют соплодия или содержат одиночные семена.
Свекла требовательна к почвам, к содержанию в них элементов питания. Высевают ее рано весной, глубина заделки семян 3—5 см на легких и 2—3 см на тяжелых почвах.
Применяется в диетическом питании.
Горох сахарный (семейство Бобовые).. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гибким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет белыми, лиловыми, красными цветками. Плод — боб. Всходы появляются в первую неделю. Хорошо прослеживаются все фазы развития. Оптимальный срок сева — когда земля прогреется до 10 °С. Глубина заделки семян от 4 до 7 см.
На огороде детского сада желательно выделить место для выращивания хлебных культур. Рекомендуется сеять пшеницу, рожь, овес, ячмень или другие злаковые культуры. Развитие всех злаков проходит ряд фаз: появление всходов, кущение, выход в трубку, колошение.
Пшеница — важнейшая продовольственная культура. Зерно пшеницы используют для производства макаронных и кондитерских изделий, манной крупы, муки. В нашей стране возделывают мягкую и твердую пшеницу. Мягкая имеет озимые и яровые формы. Колос у нее рыхлый, колосковые чешуи широкие. Колос остистый или безостый. Зерно мучнистое или полустекловидное, содержит от 10 до 20% белка. Твердая пшеница имеет более крупный, плотный колос, всегда остистый. Ости длинные, направлены вверх. Зерно крупное, удлиненное, твердое. Содержит до 22% белка. Это — яровая культура.
Пшеница плохо растет на сырых, кислых почвах. Лучшей почвой являются черноземы, серые лесные, перегнойные почвы.
Рожь выращивают почти повсеместно. Существуют озимые и яровые формы. В культуре преобладает озимая рожь. Из ржаной муки выпекают хлеб, отходы мукомольного производства используют как корм для животных. Это растение нетребовательно к почве (может расти на кислых, песчаных, болотных землях), к влаге.
Кущение ржи сильнее, чем пшеницы. Фазы колошения и цветения растянуты. Зерно ржи при созревании легко осыпается, поэтому уборку начинают в конце восковой спелости.
Ячмень используется как продовольственная и кормовая культура. Из зерна ячменя получают перловую и ячневую крупы, суррогат кофе. Ячменную муку добавляют к пшеничной при выпечке хлеба. Солома идет на корм скоту. Возделывают преимущественно яровой ячмень. Это "— засухоустойчивая культура, произрастающая на всех типах почвы.
Задание. Составьте перечень растений для посадки на огороде. Дайте им биологическую характеристику и охарактеризуйте условия для выращивания.

Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет);
  • подготовительная группа (6-7 лет).

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.

Методика работы с детьми в уголке природы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к жи­вотным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы . 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям 3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными 4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.5. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности животных и растений. 6. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.7. чтобы дети могли свободно подходить к ним , наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

2-я младшая группа Растения с большими кожистыми листьями (для ухода), Растения с четко выраженными частями (фикус, герань).

Средняя группа Несколько экземпляров и разновидностей одного вида, Растения с разнообразными листьями (Герань обыкновенная и Герань зональная, Фиалка узумбарская)

Старшая группа Растения с разнообразными стеблями(Цисус, кактус, Китайский розан), Растения, по разному размножающиеся(Традесканция, Хлорофитум, Фиалка узумбарская), Растения, требующие разнообразного ухода (Цисус, Фикус, Бальзамин)

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли (начиная с младшей группы, сначала наблюдение и повтор вместе с воспитателем; средняя - под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно ): Большие кожистые листья - Влажной тряпочкой; Мелкие кожистые листья – душ; мелкие – опрыскивание.



Рыхление (сухая поливка) (младшая – наблюдают, средняя – под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно)Если на почве корка – полочкой для рыхления.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголке производят посадки, начиная с младшей группы (наблюдение, средняя и старшая – под руководством ) лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень.. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками (старшая группа ).

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Создание условий для экологического воспитания дошкольников на участке учреждения дошкольного образования.

Земельный участок детского сада- это место игр, прогулок и занятий . Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом,- весь день.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются кол­лективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки , у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе , организуют длительные наблюдения за ростом растений и повад­ками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире , воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок - необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

Требования к озеленению участка детского сада.

Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание , поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья - не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

Цветники на участке детского сада. Планировка, подбор цветочных культур.

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны . В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Клумбы не должны быть сложными по форме . Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре , по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы , устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают низкорослые, рядами.

Зеленые газоны обязательны на прогулочных площадках, т.к. задерживают пыль и служат хорошим фоном для цветников.

Плодовые насаждения (деревья и кустарники) на участке детского сада возможны при наличии площади. Можно сажать группами или по-одному. Необходимы для знакомства и наблюдений во всех группах д/с, а также для привлечения птиц на участок.

Детский огород на участке детского сада.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой или прямо на ней. У детей средней и старших групп огород общий .

Для выращивания с детьми на участке детского сада расте­ний следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе . Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Это лук, горох, бобы, редис.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры, только различных сортов. На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные, пряно-вкусовые, луковые, капустные, плодовые, корне- и клубнеплоды, бобовые и кукуруза. Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Детский огород значительно расширяет круг детских представлений о растительном мире, приучает детей к труду, развивает их инициативу.

Оксана Коваленко

Уважаемые коллеги! Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти . А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород. Мы гордимся своим огородом вот уже 20лет - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы.

Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей. Для чего нужен огород в детском саду? Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, для организации трудовой деятельности детей, способствующей усвоению детьми навыков ухода за растениями.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. На нашем огороде обязательно наличие скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений. Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь у нас настоящий, безопасный в использовании, но соответствует возрасту и росту детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. Каждую осень видеть восторг детей, когда они, собирая урожай, понимали, что всё это они вырастили сами, это для них просто маленькое чудо!

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая» , выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Цель : Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Задачи:

Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Это наш сторож, он охраняет то, что растёт на огороде.

Кроме овощей, у нас растёт малина, вишня и смородина.

Иметь огород, на котором можно выращивать овощи и фрукты – это благо. Однако просто ухаживать за грядками – это скучно и неинтересно. Намного оригинальней заняться, и тогда родные «6 соток» будут радовать необычным видом и дарить эстетическое наслаждение. Итак, мы расскажем, как красиво оформить огород. Ну а некоторые из идей вам, возможно, пригодятся.

Как красиво оформить огород?

Нам кажется, что вполне логично начать облагораживание участка с необычной разбивки грядок. Самые обычные ряды овощей могут выглядеть не только аккуратно и ухоженно, но и красиво. В первую очередь нужно включить фантазию. Самый простой вариант – посадка овощных культур и зелени в определенном порядке, благодаря чему на огороде будет создаваться красочный узор. При этом рекомендуем учитывать высоту растений, их кустистость и требовательность к поливу.

Интересное оформление огорода получается и при в определенной композиции. Выгодно смотрятся модули грядок в различных геометрических формах – треугольниках, квадратах ромбах, кругах, овалах и т.д. Для окантовки грядок можно применять разнообразные материалы – бордюрную ленту, черепицу, кирпич, камни, бревна, даже стеклянные и пластиковые бутылки и т.д. Благодаря бордюрам между сегментами грядок будут образовываться тропинки. Грядки могут быть высокими, но для их создания потребуются трудовые и денежные затраты.

Интересная идея для красивого оформления огорода небольшого размера – это создание вертикальных грядок в необычном исполнении. В качестве грядок используются жестяные банки, полочки, трубы с отверстиями (для клубники) и т.д.

Как оформить огород своими руками - декоративные элементы

Украшение ваших соток будет неполным без разного рода декоративных элементов . Тут есть, где разыграться фантазии! Главное действовать без фанатизма, чтобы все на вашем участке хорошо сочеталось и выглядело гармонично.

Говоря о том, как оформить огород своими руками, можно продолжить тему о тропинках. Дорожки между грядками можно оформить галькой, мелким гравием, вымостить плитами или булыжником.

Планируя необычное оформление огорода своими руками, не забывайте и милых мелочах. В углах участка или в центральной части грядок можно разместить декоративные предметы – статуи, фигурки, фонтанчики, вазоны. Довольно мило выглядят обычные емкости (ведра, корзины, кувшины, ванночки), заполненные землей, в которой растут растения. Если на вашем участке имеется пенек от срубленного дерева, выскоблите его сердцевину, заполните землей и посадите, например, петрушку. Оригинально выглядят, к примеру, старые вещи, в которых произрастают садовые растения . Это могут быть автомобильные покрышки, старые ботинки или сапоги, садовая лейка или отработавшее свое старая тачка.

Особую декоративность вашему огороду придадут красивые природные камни . Они могут использоваться сами по себе по отдельности или создавать причудливые узоры, а также альпинарии в сочетании с цветами или декоративными цветами. Огородник, обладающий талантом рисования, может красиво разрисовать камешек в виде животного, насекомого, ягоды или овоща.

Чтобы ваш участок радовал вас яркими красками все лето, обязательно займитесь оформлением огорода цветами. Растения можно сажать в сочетании с овощами, а можно разместить в контейнеры, подвесные кашпо , вазоны и украсить ими беседку или фронтальную часть дома.

Обдумайте и место в вашем огороде, где вы сможете отвлечься от работы и отдохнуть несколько минут. В качестве сиденья можно использовать те же пеньки, скамейку, лавку, кресло-качалку и т.д.

Оформление огорода на дачном участке

1. Подойдите к огороду, как к цветнику

Чем огород отличается от цветника? Только тем, что растения, которые в нем сажают, съедобны. А ведь съедобные растения можно использовать так же, как декоративные. Очень многие из них имеют красивую форму и окраску листьев, выразительно цветут, а во время созревания плодов радуют нас яркими и разнообразными красками.

Более того, многие полезные плодовые изначально появились в наших краях как декоративные. Например, томаты и картофель выращивались раньше как экзотические растения, а их цветы использовались для украшения. Топинамбур и по сей день чаще можно увидеть в качестве декоративных зарослей с радостными желтыми цветами по краям участков - а вместе с тем его клубни очень вкусны и полезны. Многие уже давно оценили и декоративность пряных трав и лекарственных растений.

Так почему бы не подойти к оформлению своего огорода также, как вы подошли бы к устройству цветника, и использовать не только полезные свойства овощей и трав, но и их «внешние данные»? Сделайте из огорода выразительный акцент!

Совет: Чтобы получить красивый огород (на фото - идеи для сада и огорода своими руками) подбирайте растения по цвету и, высаживая их, создавайте узоры и орнаменты. Используйте салаты, капусту и зелень разной окраски.

Высаживайте в центре и на заднем плане более высокие растения : грунтовые томаты, перец, фасоль. Во время созревания они также разнообразят внешний вид огорода яркой окраской плодов. Сочетайте сорта с плодами разного цвета - например, красные и желтые томаты или фасоль с зелеными и фиолетовыми плодами.

Плетистые тыквы и кабачки сами по себе создадут на даче прекрасный декоративный цветник своими красивыми листьями и цветами и выразительными плодами.

Совет: Пряные травы и зелень используйте в качестве бордюров и разделителей.
Учитывайте масштаб и рисунок листьев. Высадите рядами овощи и травы с мелкоизрезанной, пушистой ботвой (например, морковь или укроп) и растения с крупными округлыми листьями - например, свеклу или салат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

  • Цветник на участке: Вопросы, на которые вам нужно знать ответы
  • Полезно знать: 8 основных табу при выращивании пряных трав

Рассчитывайте размеры огородной клумбы так, чтобы вы легко могли дотянуться до растений для ухода и сбора урожая. Если нужно, сделайте мини-дорожки из мульчи или декоративной гальки, разделив клумбу на сегменты. Устройте огородный цветник спиралевидной формы или в виде лент. Используйте в оформлении вашего огорода те же приемы, что и для устройства клумбы. Пусть он радует вас своим дизайном - красивой формой и сочетанием цветов.

Совет: Для огорода-цветника подойдут грядки геометричной формы, французские грядки «боскет», грядки на газоне и контейнерные посадки.

Создавая красивые огороды своими руками, вы можете использовать те же места, что и для клумб (на фото огород устроен прямо перед входом в дом) - кроме въездной площадки и мест, примыкающих к проезжим дорогам: все-таки не стоит забывать о пользе. Также избегайте сильно затененных мест, так как большинство плодовых растений любят хорошую освещенность. Зато прекрасным выбором будут участки возле веранд, террас, площадок для отдыха, а также на газонах и пересечениях дорожек.

2. Спрячьте
Этот подход при организации огорода - пожалуй, самый распространенный. Его предпочитали еще средневековые монахи, которые делали свои аптекарские огороды закрытыми и обносили их непроницаемыми для посторонних взглядов оградами. Впрочем, использование этого приема восходит к еще более давним временам: закрытым садам Древнего Египта.

В наши дни тоже очень часто огород на участке стараются как-то скрыть и замаскировать (пример - на фото). Так сделайте же это со вкусом! Превратите огород в отдельную замкнутую часть участка, отдельный кулуарный уголок.

А. Огородите забором
Можно обнести огород красивым забором. Используйте материалы, формы и цвет, уже представленные на участке: в основной ограде и воротах, в беседках, скамьях, отделке дома. Эффектно будет выглядеть ограда из необработанного камня, особенно украшенная по верху ампельными растениями или частично увитая ими. Вход обозначьте красивой калиткой или перголой.

Б. Живая изгородь
Другой путь - устроить вокруг огорода живую изгородь . Причем, чтобы добиться максимального полезного эффекта, используйте для ее создания плодовые растения. Посадите по периметру огорода иргу, боярышник (с частичной обрезкой), калину, черноплодную рябину (аронию черноплодную) или лещину. Подобное оформление выглядит очень эффектно: перечисленные растения образуют высокие пышные куртины и создадут вокруг огорода «ширму». При посадке учитывайте, что ширина такой изгороди будет 2-2,5 м. Впрочем, эти кустарники прекрасно поддаются обрезке, и вы можете формировать стриженую изгородь той формы, ширины и высоты, которая вам нужна. Правда, в этом случае не стоит рассчитывать на обильные урожаи.

В. Деревья на шпалере
Еще один вариант устройства полезной живой изгороди, которая замаскирует огород и обеспечит вас урожаем, - выращивание плодовых деревьев на шпалере. Такая изгородь не займет много места, но потребует определенных усилий по формированию. Кроме того, для получения урожая она должна быть довольно прозрачной. При этом у шпалерного выращивания довольно много преимуществ.

Для замкнутого огорода подойдет любой тип грядок, но фигурные геометричные грядки и грядки «боскет» будут выглядеть наиболее органично.

Следите, чтобы изгородь вокруг огорода не затеняла его целиком, то есть площадка под огород должна быть довольно просторной. По этой причине полностью замкнутый огород подойдет для больших участков. В противном случае закройте огородную зону локально, поставив шпалеры в ключевых визуальных точках. Для максимизации полезного эффекта выращивайте на таких шпалерах плетистые огородные растения: горох, фасоль и даже огурцы.

Идея: Завершите образ средневекового сада, поставив скамейку или качели под шпалерой. Пусть в вашем огороде будет место не только труду, но и расслаблению.

3. Сделайте из огорода выставку
Этот подход противоположен предыдущему. Я предлагаю не только не прятать, а наоборот - показать огород во всей его красе и даже дополнительно его декорировать. Тщательно продумайте планировку огорода: в этом случае фигурные грядки будут просто идеальны.

А. Скульптура
Используйте грядки как выставочную площадку. Кто сказал, что скульптур достойны только сады и парки? Грядки-клумбы будут для них прекрасной экспозиционной зоной. Используйте скульптуры из бетона, металла (как на фото) или дерева, романтические, фантазийные образы или современные формы. Либо же можно пойти традиционным путем и устроить выставку огородных пугал.

Б. Коллекции
Огород - прекрасное место для коллекций. Пусть это будет коллекция садового инструмента , или коллекция редких сортов овощей. Отличный объект для коллекционирования - кашпо и контейнеры для растений. Они могут отличаться многообразием форм, цветов, материалов и покрытий и быть очень декоративными.

Конечно, одинаковые кашпо выглядят стильно и как бы собирают участок в единую композицию. Но это - не единственный возможный декоративный прием. И огород - как раз то место, где разнообразие садовых контейнеров будет смотреться органично.

Совет: Объедините кашпо одним свойством - материалом или стилем. В остальном их дизайн может быть совершенно различен.

В. Фонтан или пруд
Установите в огороде фонтан. Это сразу сделает его не просто утилитарной площадкой. Пусть это будет гейзерный фонтан, перекликающийся формой с садовыми кашпо, или лаконичная текущая струя.

Прекрасную атмосферу создаст также маленький пруд. Помимо декоративной, водные объекты будут выполнять в огороде и вполне функциональные роли. К ним можно подключить систему полива, а пруд отлично справится с дренажной функцией и поддержанием баланса влажности.

Пусть они образуют пышный бордюр вдоль забора. Для этого подойдут томаты, картофель, кабачки. Нагреваясь от солнца, забор будет отдавать тепло, что обеспечит дополнительный нагрев и более быстрое созревание урожая.

Красивые бордюры из зелени, салатов и трав получатся вдоль дорожек огорода. Чередуйте цвета и совмещайте различные текстуры листьев, и у вас получится по-настоящему декоративная композиция, обеспечивающая, помимо прочего, еще и навигационную функцию.

Применяйте огородные растения для зонирования. Используйте огурцы, фасоль и горох для создания пергол. А те же огурцы, кабачки и пышные травы в высоких контейнерах станут красивыми и полезными бордюрами, разделяющими различные площадки или акцентирующими вход.

Этот подход прекрасно соответствует потребностям небольшого участка, так как позволяет использовать буквально каждый сантиметр пространства.

Совет: Для «рассеянного огорода» идеально подойдут высокие и контейнерные грядки. Используйте фигурные контейнеры, размещайте их ярусно, учитывайте логику движения и зонирования участка. И тогда «огород в отсутствие огорода» не только не займет драгоценное пространство, но и поможет визуально его увеличить!

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А какое оформление огорода своими руками нравится вам? Покажите фото ваших участков в разделе комментариев под статьей!

Похожие публикации