Открытый урок по астрономии день космонавтики. Ко дню космонавтики "освоение космоса" - астрономия - открытый урок - рефераты - тинейджеры
Цели:
- Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;
- расширению кругозора учащихся; развитию чувства солидарности и здорового соперничества.
Оборудование:
- Рисунки и иллюстрации по теме.
- Выставка книг о космосе, фотографии летчиков-космонавтов.
- Аудиозаписи песен: “Знаете, каким он парнем был”, “Я – Земля, я своих провожаю питомцев”.
- Столы по количеству команд.
Предварительная работа: Прежде чем начать мероприятие, необходимо разделить класс на 2 команды, состоящие из 5-6 учащихся, определить капитанов. Подготовить карточки с вопросами.
Учитель : Дорогие ребята, сегодня 12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим классный час на тему “Освоение космоса”. Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.
1-й ученик.
Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.
2-й ученик.
Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.
3-й ученик.
Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
4-й ученик.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
(Махмуд Отар–Мухтаров)
А улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!
И еще Гагарин вот что сказал: “А завтра?...Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями. Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос”.
Ведущий: Кто из вас смотрел какой– либо фильм или читал книгу, где рассказывается о том, как люди спокойно могут передвигаться с одной планеты на другую?
Как вы думаете, это просто фантастика или вполне реальное наше будущее?
Ведущий: Игра “Горячий вопрос”. Для обеих команд – вопрос есть ли жизнь на Марсе? . Одна команда приводит аргументы, доказывающие, что на Марсе нет жизни. Другая команда – что на Марсе есть жизнь. Время на подготовку 3 минуты. Побеждает команда, назвавшая больше аргументов.
Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, четыре времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть довольно тепло. Есть предположение, что когда-то на Марсе существовала жизнь. Высохшие моря и русла рек на поверхности Марса свидетельствуют о том, что некогда на планете была вода, а вода, как известно, источник жизни. Возможно, какие-то формы жизни сохранились и до сих пор. Может, на этой планете жизнь на более высоком уровне, чем на Земле, может, – пока еще только в простейших формах. Прямых доказательств какой-либо жизни ученые еще не предоставили нам. Но, я думаю, что эти открытия не за горами.
Ведущий: Вопрос на засыпку обеим командам: почему Марс называют Красной планетой?
Марс называют Красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Порой в результате пыльных бурь обнажаются темные участки скального грунта. Как и на Земле, на Марсе есть полярные шапки на Южном и Северном полюсах планеты. Полярные шапки состоят из углекислого газа и замерзшей воды.
Вопросы для разминки:
1 команде:
Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
2 команде:
Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
1 команде:
Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос?
(А.А.Леонов)
2 команде:
Как назывался первый космический корабль, доставивший
космонавтов к Луне? Назовите имя командира. (“Апполон-11, Нил Армстронг)
1 команде:
Как называется явление, когда все планеты Солнечной
системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
2 команде:
Сколько земных суток составляют сутки на Марсе? (24,6 земных
суток)
Ведущий: А теперь игра “Вам письмо”. На столе для вас 4 конверта с вопросами. В каждом конверте по пять вопросов. Капитан каждой команды выбирает понравившийся конверт: синий, зеленый, красный или желтый. Право выбора в первую очередь предоставляется команде, идущей впереди. Время подготовки 3 минуты.
1 конверт:
- Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский)
- Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П.Королев)
- Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (В этот день в нашей стране был впервые выведен на орбиту искусственный спутник земли.)
- Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)
- К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
2 конверт:
- Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
- Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
- Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющее его)
- Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной)
- В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
3 конверт:
- Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- Какую планету называют Утренней звездой? (Венера)
- Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
- Какая планета самая маленькая? (Плутон)
- Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)
4 конверт:
- В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой)
- Какая планета самая яркая из видимых с Земли? (Венера)
- На какой планете самые высокие горы? (На Марсе)
- Почему планету Марс называют красной планетой? (Из-за цвета ее пустынь)
- Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом? (Звезда мерцает, а планета светит ровным светом).
Ведущий: Команды готовили домашнее задание – вопросы для соперников. Отвечают команды по очереди: первый вопрос задает капитан команды, идущей впереди. На его вопрос отвечает капитан-соперник. Ответив на вопрос, капитан задает свой вопрос следующему участнику из команды соперников и т.д. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечает та команда, которая задает вопрос. Полный ответ оценивается в 5 баллов, неполный ответ – в 3 балла. Итак, игра начинается.
Вопросы первой команды:
- За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней)
- Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
- Что такое астрономия? (Наука о небесных телах)
- Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю)
- Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)
Вопросы второй команды:
- Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами)
- Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей)
- Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
- Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород)
- Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)
Подводятся итоги игры.
Ведущий подводит окончательный итог, определяется команда-победительница.
Космическое путешествие по законам физики
Урок открытых дверей
Подготовил учитель физики
МБОУ СОШ № 5 г. Белореченска
Мягкинький А. В.
«Планета есть колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели».
К. Э. Циолковский
Первый искусственный спутник Земли
Число витков – 1440
Масса – около 84 кг
Диаметр – 58 см
Второй советский искусственный спутник с собакой на борту отправился в космос 3 ноября 1957 года с космодрома Байконур.
12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-1». Впервые в космос полетел человек -
Юрий Гагарин .
«Восток-1»
- 108 минут длился полет первого космонавта
- Выполнен 1 оборот вокруг Земли в автоматическом режиме
- Высота полета – 327 км
- Скорость полета – 28 260 км/ч
- Протяженность – 40 868 км
ЗВЕЗДНЫЕ ИЗБРАННИКИ КУБАНИ
Горбатко В.В.
Севастьянов В.И.
Трещев С.Е.
Березовой А.Н.
Падалка Г.И.
Луна – спутник Земли
Первое изображение лунной поверхности вблизи предстало взору землян в 1966 г., когда советская станция «Луна-9», совершив первую в мире мягкую посадку на Луну, передала телевизионную панораму местности.
След в истории
21 июля 1969года в 5.56 по московскому времени на поверхность Луны вышел американский астронавт Нейл Армстронг
Через 19 минут к
нему присоединился его коллега - Эдвин Олдрин,
отпечаток ноги которого, сфотографированный Нейлом, обычно и фигурирует как «первый след человека на Луне»
Все космические корабли работают на основе реактивного движения.
Такое движение возможно тогда, когда ракета от чего-нибудь отталкиваться…
Но ведь в космосе всё по-другому.
Надуем воздушный шарик и отпустим его.
За счёт чего шарик приходит в движение?
Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух, то есть движение шарика является примером реактивного движения!
Реактивное движение в природе
По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например, кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая, вбираемую в себя воду они способны развивать скорость 60 - 70 км/ч.
Расположите числа по возрастанию
Оборудование для учителя: аудиозапись, фотографии Ю.А. Гагарина, В.Н.Терешковой, карта путешествия, ракета, изображения марсиан, дерево успеха, зашифрованная телеграмма.
Оборудование для учащихся: лист, сигнальные карточки, листочки успеха,
Оформление доски:
Ю. А. Гагарина
В. Н. Терешковой
Тема мероприятия
Маршрут путешествия
Дерево успеха.
Предварительная работа: на уроке труда изготовление ракеты по шаблонам, проводилась вводная беседа по теме космонавтики, проводился поиск материала о летчиках космонавтах детьми.
Каждый ребенок участник игры, член экипажа, каждый сидит за партой.
Ход урока-путешествия:
Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть! Обратите внимание, сегодня у нас гости. Улыбнитесь им, и они вам ответят тем же. Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Понятно, надеюсь, к концу занятия у нас у всех оно поднимется!
Какой сегодня у нас праздник? (День космонавтики)
Правильно! Ребята, нам поступило сообщение:
(включается фонограмма)
Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 мин. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.
Если спросишь у космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».
Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе? (да)
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж!
(включается фонограмма)
Внимание! Внимание! Говорит центр управления. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры.
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправится в путешествие, наш путь лежит к Марсу.
Отряд наш состоит из 25 человек, я буду вашим командиром, а вы, моими помощниками.
Ребята, скажите, а какими качествами должен обладать космонавт?
Он должен ступенька за ступенькой проходить все испытания, потому как без одной не будет и другой. Космонавт должен уметь выполнять самую разнообразную работу: быть штурманом, врачом, инженером, рабочим, фотографом, журналистом.
Ребята, наш путь будет удачным, если мы будем друг -другу помогать. И не забывать, что слово командира, это приказ. Если не выполнять его, то не будешь допущен к полету. Но я надеюсь, что у нас с вами такого не случится.
Ребята, у нас есть экипаж, а на чем мы полетим в космос? (на ракете)
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс
Звезды, в гости ждите нас.
Ребята, перед полетом мы должны решить, что возьмем с собой.
(еду в тюбиках, тубах, консервных банках, фотографии, то, что напоминало бы ему о доме. Ребята, тут и пылесос нужен, тут не допустимы пыль и грязь, мусор собирается в мешки и через люк выбрасывается наружу.)
В невесомости кровать не нужна, уснуть можно в любом положении, а когда лежаться спать, то привязывают спальные мешки и одежду.
А вы знаете, что космонавты брали с собой простые карандаши, чтобы делать записи. Недостаток их заключался в том, что в случаем поломки, мелкие детали карандаша могли причинить вред космонавтам.
Известно, что во второй половине 1960-х годов изобретатель Пол Фишер сконструировал ручку, способную писать в любых условиях, впоследствии такие ручки закупались советскими космическими агентствами.
Космонавты Ляхов и Рюмин тайно пронесли в карманах скафандров на орбиту огурец и апельсин. И в первом репортаже показали этот огурец, якобы выросший в станционной оранжерее, хотя до этого растение даже завязи не давало. Потом космонавты признались в шутке, показав и апельсин.
Итак, у нас есть ракета, мы взяли с собой все необходимое, можем отправится в путь.
Ребята, чтобы переместиться нужно встанем из-за своих парт. И повторять за мной движения! (звучит музыка группы Земляне - «Трава у дома»)
(Ноги на ширине плеч, руки в сторону, руки на пояс, руки поднять над головой и потянутся к звездам.)
Вот мы и прилетели. И первым мы встречаем, спутник Земли. Как он называется? (Луну)
(дети читают доклад о летчиках-космонавтах)
Спасибо ребята за такие интересные сообщения, вы молодцы!
Итак, мы прилетели к спутнику Марса - а какому, вы узнаете, отгадав кроссворд. Экипаж, внимательно меня слушает, и отвечает на мои вопросы. Если вы знаете ответ, то поднимаете восклицательный знак, если нет, вопросительный. Договорились?
тЕрешкова
циОлковский
аСтрономия
1.Ю. Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полетами. Какой позывной был у космонавта? Почему? (Кедр)
- «Кедр», потому как позывной должен был обладать тремя особенностями: быть существительным единственного числа, склоняться и быть удобным для произношения и не иметь отрицательных коннотаций у зарубежных коллег, а также относится больше к растительному миру, нежели к животному.
1. Назовите первую женщину космонавта нашей страны? (Валентина Николаевна Терешкова) - показать её фото
2. В какое время года Земля бывает ближе к солнцу? (зимой)
3. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь? (Марс)
4. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К. Э. Циолковский)
5. Какая наука изучает небесные тела: звезды, планеты, кометы, метеориты? (Астрономия)
Кто прочитает, на какой спутник, мы с вами прилетели? (Деймос)
Верно, Деймос. В греческой мифологии это - один из сыновей Марса и Венеры; «деймос» в переводе с греческого означает «паника». Этот спутник был открыт Холлом 10 августа 1877 года. Деймос - меньший и наиболее отдаленный из двух спутников Марса. Это самый маленький из известных спутников в Солнечной системе. В будущем Деймос преодолеет притяжение красной планеты и двинется в самостоятельное путешествие по просторам Солнечной системы.
Молодцы, и теперь наш путь лежит к Фобосу - это больший из двух спутников Марса.
В Греческой мифологии Фобос - один из сыновей Марса и Венеры. «Фобос» в переводе с греческого означает «страх».
Фобос светит на Марсе примерно так же, как Венера на Земле, Фобос находится в сорок раз ближе к поверхности Марса, чем Луна к Земле. Приливное воздействие красной планеты постепенно замедляет движение Фобоса и в будущем приведет к его разрушению и падению на Марс.
Ну что, ребята, будем совершать посадку? Встаем, и повторяем за мной движения, нам же надо полететь и своими глазами увидеть спутник! (музыка группы Земляне - «Трава у дома»)
(Включается фонограмма)
На борт корабля поступила зашифрованная телеграмма.
Ребята, я сейчас ее повешу, а вам нужно будет расшифровать её. Кто сможет прочитать?
3 14 9 13 1 14 9 6 16 15 18 1 5 11 1
14 6 3 15 8 13 15 7 14 1
18 16 1 18 1 10 19 6 18 29
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
а б в г д е ж з и й к л м н о п
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
(Внимание! Посадка невозможна, спасайтесь!)
Действительно, странно. Видимо этот спутник, населен не очень дружелюбными жителями, давайте мы нарисуем фантастическое животное, которое может жить на Фобосе. Для этого у каждого из вас на парте лежат карандаши и лист бумаги. Мы нарисуем жителей Фобоса добрыми и поселим их на спутник, чтобы никто больше не боялся сюда приземлиться. На выполнение работы даю вам 5 минут.
(Дети рисуют- музыкальное сопровождение - «Зеленые человечки»)
Время вышло ребята, давайте теперь их по контуру вырежем и по одному выйдем и поселим жителей на спутник. Какие они у вас получились замечательные!
«АРТ - дизайн космического пространства». Конспект внеурочного занятия с презентацией. День космонавтики, 4 клас
Автор: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории, учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия внеурочной деятельности по рисованию в 4 классе. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, реализующим ФГОС, а также учителям изо. Это конспект занятия направленного на развитие творческих способностей детей.
Цели занятия:
Образовательные:
- развитие воображения и творчества;
- выявление роли цвета в передаче композиции;
- композиционное размещение изображения на листе бумаги; закрепление навыков работы кистью
Развивающие:
- развитие внимания, фантазии на основе реальности, наблюдательности и активного внимания, зрительной памяти, аккуратности.
Воспитательные:
- воспитание уважения к людям, которые осваивают космические просторы; гордости за свой народ, свою Страну, открывшей всему миру путь в космос.
Задачи:
1. Дать представление о множественности приемов изображения художественными средствами космического пространства.
2. Активизировать словарный запас учащихся: планеты, космический полет, космос, Вселенная, Солнечная система, атмосфера.
3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.
4. Поощрять свободный выбор учащимися художественно-графических приемов.
Тип занятия: самостоятельная работа в группах.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия
1. Орг. момент
– Приветствие.
– Организации рабочего места.
– Создание дружеской, рабочей атмосферы.
Инструменты и материалы, необходимые для работы над проектом:
2. Создание проблемной ситуации:
Учитель:
Сегодня ребята нам предстоит совершить увлекательное путешествие! А вот в какую неведомую страну, хотите, верьте, хотите не верьте, я и сама пока еще не знаю. Вы мне поможете узнать место нашего путешествия, если отгадаете загадки.
Учитель задает загадки, вовлекает детей в беседу:
1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (Небо)
2. Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (хором – луной)
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Хором – ракета)
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, в какое путешествие нам предстоит отправиться?
Дети высказывают свои мнения.
– Ну, конечно же, – в космическое путешествие!
Ребята дружно читают название темы урока – «Космическое путешествие», а именно, вам предстоит выполнить «Космический АРТ - дизайн». Посмотрите, на ваших столах лежат старые пластинки, но мы не сможем их послушать, стоят чашки и блюдца, на мы не станем пить из них чай, есть даже фен, но мы не будем сушить голову. Для чего же нам понадобятся сегодня все эти предметы?
Знакомство с новым понятием:
Арт-дизайн - одна из линий развития современного дизайна.
Отличительными чертами нового направления стали:
- неожиданные комбинации цвета и света;
- использование разностилья;
- смешение стилей в одном объекте;
- использование нестандартных образов;
- использование нестандартных материалов;
3. Работа с иллюстрациями. Беседа-рассуждение - анализ
Учитель демонстрирует слайды с изображением различных планет, во время которых происходит беседа-рассуждение - анализ.
Учитель:
Обратите внимание, какие в космосе интересные по цвету планеты. Какие они разные и ни одна из них не похожа друг на друга.
Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра репродукций.
4. Работа по теме занятия. Блиц – опрос:
Учитель:
- А как называют людей, которые осваивают, изучают космос?
Дети: Космонавтами!
Учитель: Кто из вас знает, как зовут человека, который впервые в мире совершил космический полет?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Вопрос сопровождается демонстрацией анимированного слайда с изображением космонавтов и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.
- Ответьте на вопросы викторины:
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре!
Мы на месте походили,
А теперь мы в космос, дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро, руки вниз,
Раз, два, три, четыре!
Вот летит ракета ввысь!
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Раз, два, три, четыре!
Мы ракету посадили!
10. Практическая работа. Закрепление знаний.
Учитель:
- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах :
- не ссориться;
- не кричать;
- выслушать мнение товарища;
- каждый отвечает за свой объект работы;
- если товарищу нужна помощь – помоги;
А теперь я предлагаю приступить вам к работе!
Последовательность работы.
1. Продумываем детали выполнения проекта.
2. Располагаем детали на ватмане.
3. Выбираем цвета и «формируем» с помощью губок и кистей космическое пространство (нанося гуашь на лист ватмана).
4. Для того, чтобы ускорить процесс выполнения работы, с помощью фена слегка высушиваем краски.
5. Когда «космическое пространство» готово, начинаем АРТ- дизайн:
- с помощью клея ПВА (брызгаем кисточкой) наносим кометы:
- набираем на зубную щетку белую гуашь и с помощью стека разбрызгиваем «звездную пыль»;
- подбираем картинки, наклеиваем на клей – карандаш;
- украшаем звездами (по выбору учащихся)
11. Эстетическая оценка работ
12. Итоговая рефлексия
Учитель:
- Наше космическое путешествие завершается, и сейчас нам предстоит вернуться на Землю.
Все без исключения экипажи кораблей справились с поставленной перед собой творческой задачей. АРТ- проект у всех получился интересный, сказочный, необычный, яркий, на самом деле - КОСМИЧЕСКИМ!
И, чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю разгадать небольшой кроссворд .
В заключении ребята читают стихи «Марш авиаторов», слова П.Д. Германа
1 группа (хором):
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Всё выше, выше и выше
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
2 группа (хором):
Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полёт,
Мы сознаём, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
3 группа (хором):
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ!
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
До новых встреч, друзья! Желаю Вам так же успешно покорить и другие пространства!
КОНСПЕКТ урока (классного часа)
Подготовила: Кашинская В.И., заместитель директора по УВР МАОУ
Барыбинская СОШ
Класс: 1
Форма проведения: классный час (путешествие)
Тема: «День космонавтики»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления
учащихся с понятиями: космос, космонавт, космонавтика, праздником
День космонавтики; способствовать обогащению знаний учащихся об
истории празднования Дня космонавтики, развитию связной речи,
умение составлять картинку по разрезанным фрагментам.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться объяснять понятия: космос, космонавт,
космонавтика, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со
словесным описанием в тексте, мысленно реконструировать первый
полёт человека в космос по картинкам и презентации;
Метапредметные:
- регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем; прогнозирование - предвосхищать результат;
оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленноё
цели.
- познавательные: знать понятия: космос, космонавт, космонавтика,
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в
тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам,
презентации.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться
о распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую
принадлежность в форме сознания «Я», как гражданина России,
проявляют чувство гордости и уважения к своему народу, истории.
с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с
презентацией «Первая женщина вселенной», портреты космонавтов,
загадки про космос,
Приложения к уроку:
1. Мультимедийная презентация
2. Опорная карточка для учащихся
ОПОРНАЯ КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Обсудите в группе, что означает слово «космос», «космонавт»,
2космонавтика». Запишите значение этих слов
Космос-это_________________________________________________________
Космонавт-это______________________________________________________
Космонавтика-это___________________________________________________
2. Заполните «бортовой журнал».
а) Занесите имеющиеся знания в первую колонку таблицы и заполните 2- ую
колонку.
б) В конце урока обсудите в группе, что нового вы узнали и заполните третью
колонку таблицы.
Что знаете?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
3. Оцените свое настроение.
Структура (план) классного часа:
1. Организационный момент.
2. Актуализация
4. Постановка учебной задачи.
5. «Открытие» новых знаний.
Физминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа.
8. Итог классного часа.
9. Рефлексия.
Ход классного часа:
Содержание и основная деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?!
- Пожелайте друг другу удачи..
2. Актуализация.
Учитель.
Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Мы отправимся в далёкое
путешествие. Но для начала вы должны определить тему нашего
путешествия. Для этого отгадайте загадки:
1. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Учитель.
- Молодцы! Так куда же мы сегодня отправляемся? Какова тема нашего
классного часа? Ребята называют тему урока «Космос»
3. Введение в тему классного часа.
- Открою вам секрет! Мы не просто так, именно сегодня отправляемся в
космическое пространство. Как вы думаете, с чем связан наш полет?
Дети высказывают свои предположения (п/о - Потому что приближается
праздник «День Космонавтики»)
Демонстрация СЛАЙДА № 1
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие и постараемся узнать, как люди
стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы
отмечаем День космонавтики. Поскольку мы будем путешественниками нам
нужно разделиться на два экипажа (группы) и заполнить «бортовой журнал»
(опорная карточка).
Занесем имеющиеся знания в первую колонку таблицы. Во второй колонке
запишите, что вы хотите нового узнать.
Что знаем?
Что хочется узнать?
Что нового узнали?
/Проводится обсуждение первой колонки таблицы./
Класс делится на две группы «Ракета», «Корабль». Им дается опорная
карточка. Задание № 2 (а) выполняют сейчас. В ходе проведения урока во
время остановок дети в группах заполняют третью колонку.
5. Изучение нового материала.
- Итак, отправляемся в наше путешествие! Первая планета «История
космонавтики». Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда
манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы
легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове,
который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убеждать
ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения – небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление – крылья. Он
собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к
спине и взлетели в небо. Перед полётом Дедал предупредил сына о том, что
нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым
скреплены крылья. Они разлетятся – и он погибнет. Но Икар был настолько
заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком
высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты
упал в море. Такая вот грустная история.
Но люди на этом не остановились. Следующим шагом было изготовление
шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили еще жаровню с горячими
углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел
недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был
большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был
создан дирижабль, а затем самолёт. Наука не стояла на месте.
- Первыми ракетами были ракеты- спутники. Но спутники не могли ответить
на вопрос: а можно ли жить в космосе? Об этом я расскажу вам позже. А
сейчас каждая группа заполнит 3- ю колонку «бортового журнала», если вы
узнали что – то новое.
Учитель:
- А теперь мы отправляемся на другую планету, где нас ждет конкурс.
(Показывается рисунок с изображением ракеты. У групп конверты в которых
такие же ракеты, только разрезанные. Задача групп – как можно быстрее
собрать рисунки.)
Учащиеся в группах собирают рисунок ракеты.
- Молодцы! Вы отлично справились со своей задачей. Не забудьте заполнить
«бортовой журнал».
Учитель:
- Продолжим наше путешествие. Нас ждет новая планета: «Ученые
Российской космонавтики». И с интересным событием этой планеты нас
познакомит ваш одноклассник.
Сообщение. «Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать
Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех
гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-
черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом
неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч
лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они
построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля
– шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая
один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.
А небо загадочное и неизведанное продолжало манить взоры людей.
(СЛАЙД №2
)
Описание слайда:
- основоположник космонавтики; учитель из Калуги, хорошо знавший физику,
математику, химию, астрономию, механику; является автором проектов
дирижаблей. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)
Русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель
из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию,
механику - основоположник космонавтики. Он является автором проектов
дирижаблей. Он предсказал, что в космосе возникает состояние невесомости
– состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес. Он
был уверен, что к этому состоянию можно приспособиться.
(СЛАЙД № 3
)
Описание слайда:
В космосе побывали 9 собак из них: собаки Лайка, Белка и Стрелка белые
мыши и крысы и другие животные. Все они вернулись целыми и невредимыми.
Животные, побывавшие в космосе
Чтобы в этом убедиться для полета в космос стали готовить собак. В космосе
побывали: собаки Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Звездочка, белые мыши и
крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим ученые доказали, что
живые существа могут жить в космосе.
Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто
же первым должен лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик? Ближе
всех к этой мечте оказались летчики – истребители. Они летают на большой
высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют
прыгать с парашютом.
(СЛАЙД № 4)
Описание слайда:
изобретатель первых советских космических кораблей, - российский ученый и
конструктор; - под его руководством были созданы: баллистические и
геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые
космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический
полет человека и выход человека в космос. Сергей Павлович Королев (1906
-1966)
Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович
Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его
руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые
искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых
впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека
в космос.»
Учитель:
- Итак, заносим в «бортовой журнал» новые сведения, полученные вами.
Ребята записывают, о том, что нового узнали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учащиеся выполняют разминку,
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но и игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(Проводится гимнастика для глаз)
Учитель:
- Вот мы постепенно, узнавая что-то новое, приближаемся к самой главной
планете «Человек в космосе». Послушайте стихотворение В. Степанова «Юрий
Гагарин»
(СЛАЙД №5)
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
(СЛАЙД № 6) Вот 12 апреля 1961 года…
Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты,
отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 6 часов 7
минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель
«Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический
корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин
(позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Впервые в мире человек
поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич
совершил один оборот вокруг Земли.
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами
и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия».
Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к
звездам.
Учащиеся рассматривают репродукции картин, портрет Ю.А. Гагарина.
Кем же был Гагарин? Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в
Смоленской области. Он с отличием закончил ремесленное училище, школу
рабочей молодежи. С отличием закончил индустриальный техникум и
аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское авиационное училище
лётчиков. После его окончания служил военным летчиком.
12 апреля 1961 г. гражданин СССР майор авиации Юрий Алексеевич Гагарин
совершил первый в мире орбитальный облет Земли, открыв эпоху
пилотируемых космических полетов.
После полета в космос Гагарин совершенствовал своё мастерство и обучал
других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при
выполнении тренировочного полета на самолете.
После Юрия Гагарина в космосе побывало уже около 500 землян.
В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми космическими вехами.
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
- Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но
этот день 12 апреля будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12
апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Неслучайно по решению
Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается
Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День
космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Я думаю,
что этот день 12 апреля останется красной праздничной датой на все
грядущие века.
- А ещё я хочу обратить ваше внимание на то, что наряду с мужчинами
далекие таинственные космические просторы покоряли женщины.
(СЛАЙД № 7)
Описание слайда:
Женщина - космонавт 16-19 июня 1963 года – первый в мире полет в космос
женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на космическом
корабле «Восток-6
(СЛАЙД № 8) Описание слайда:
Вот он таинственный космос!
6. Самостоятельная работа
Учитель.
- А сейчас прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их понимаете?
Работа в группах. Каждая группа обсуждает и предлагает значение слов:
космос, космонавт, космонавтика.
Космос – околоземное пространство, Вселенная.
Космонавт – человек, проводящий исследования в составе экипажа
космического корабля.
Космонавтика – совокупность отраслей науки и техники для исследования и
освоения космоса, внеземных объектов для нужд человечества с
использованием космических аппаратов.
7. Подведение итогов классного часа.
- Что нового вы узнали о празднике День космонавтики и освоении космоса?
Запишем это в правой колонке таблицы нашего «бортового журнала».
Ребята записывают, о том, чему научились.
На все ли ваши вопросы вы смогли узнать ответы?
8. Рефлексия
- На опорных карточках изобразите схематически свое настроение: если было
интересно, нарисуйте солнышко, если путешествие не понравился – дождик.
Мне очень понравилось, как вы работали сегодня. Большое вам спасибо.
Список используемой литературы
«Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир 1 класс» Т.В.
Бут, Н.В. Лободина
Внеклассная работа в школе «Дни наук в начальной школе» Г.И. Василенко.
http://www.cosmomuseum.ru Мемориальный музей космонавтики;
http://vsm.host.ru/r_photos.htm Виртуальный музей космонавтики;
«Энциклопедический словарь Юный техник», Москва, «Просвещание», 2001 г.