Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Глухие нашли возможность воспринимать музыку. Люди с нарушением слуха Культурные мероприятия для российских инвалидов по слуху

25 сентября отмечается Всемирный день глухого человека. О том, как живется неслышащим людям, легко ли им получить образование или найти работу и, самое важное - встроиться в общество – в материале «Дислайф».

Павел переболел менингитом в три года - в итоге теперь у него тугоухость 3-4 степени. Мальчик ходил в обычный детский сад, а потом учился в коррекционной школе для для слабослышащих. Затем поступил в Бауманку на факультет ГУИМЦ, где учатся слабослышащие, с сурдопереводом, получив образование на кафедре обработки информации и базы данных. Сейчас Павел Новиков работает инженером поддержки компании SAP.

«В детском саду мне было сложно. Слышу звон, да не знаю, где он – это было про меня, - рассказывает молодой человек. - Я понимал общую обстановку, а детали не схватывал. Поэтому в разных детских мероприятиях не участвовал. А в обычных детских играх мне как раз было просто. В школе все было проще даже в чем-то, чем остальным- со мной много занимались родители, и я пошел подготовленным. Мне было не очень сложно учиться. Я не задумывался тогда о проблемах, и не понимал, почему же я инвалид и чем я отличаюсь от других людей?! Школа была своеобразной теплицей, это было общение в некоем замкнутом кругу, во дворе тоже – среди близких и друзей, которые уже знали о моих сложностях. Проблемы начались, когда я вышел во взрослую жизнь».

Смотри на меня как на равного!

Как же живется человеку в тишине? Как он чувствует мир? И что самое главное- как этот мир относится к нему?

«Многие из-за излишней толерантности, переходящей в толерастию, избегают слова «глухой», и твердят «слабослышащий», опасаясь задеть наши чувства, - отмечает Михаил Веселов, главный редактор газеты «Мир глухих» и сайта МГО ВОГ Deafmos.ru. - На самом деле страна глухих делится на глухих и слабослышащих. Сами глухие называют себя «глухие» и ничего зазорного в этом для себя не видят, чётко отделяя себя от слабослышащих. Как раз для «слышащего мира» больше характерно называть всех неслышащих людей – глухих и слабослышащих – глухонемыми. Вот этот термин для большой части неслышащих людей звучит, как оскорбление: часть наших хоть с сильным акцентом, но говорит, а другая часть не говорит, но употребляет жестовый язык, который признан лингвистической системой». Михаил признается, что сам относится к слову «глухонемой» с юмором: «Человек может не вкладывать в «глухонемой» отрицательную коннотацию, не стремился оскорбить, просто назвал так, как привык. То же самое, как у нас привыкли считать слово «негр» нейтральным, однако если я скажу «негр» афроамериканцу, то нарвусь на неприятности. Хотя афроамериканец от этого не перестанет быть негром».

Для простоты можно сказать, что слабослышащий – это тот, кто понимает речь на слух, по телефону, со слуховыми аппаратами или без. У такого человека обычно внятная речь с небольшим акцентом. А глухой не может понимать речь на слух, он может считывать ее с губ, подкрепляя понимание некоторыми звуками, проводимыми через слуховой аппарат. Через аппарат глухой порой может слышать все шумы вокруг, но речевое восприятие у него не работает.

Многие думают, что если сесть рядом и говорить, то тебя услышат. Услышат, но не поймут, - вот в чем сложность. «Это как со зрением. Если у человека зрение минус три, это не значит, что он все видит. Это значит, что он видит нечетко, в тумане. Поэтому когда глухие выходят в общий большой мир, они не понимают, что плохо, что хорошо, они могут не считывать информацию между строк, страдает и эмоциональный интеллект, потому что не все моменты понятны. Поэтому глухие люди иногда словно с другой планеты», - так рассказывает о мире неслышащих людей Павел Новиков. И раскрывает тонкости: оказывается, человека с нарушением слуха всегда видно со стороны. Он напряжен - это видно по плечам. Глухие видят друг друга – по лицу, ведь информация передается через мимику. А слабослышащего – по походке, по некоторой неуверенности. И по слуховым аппаратам.

“При этом за границей трудно отличить слабослышащих, а то и глухих людей, от остальных, – говорит Карина Чупина, журналист-переводчик, пе рвый неслышащий тренер-консультант Совета Европы, эксперт по социальной инклюзии и правам людей с инвалидностью . - Особенно незаметны различия в странах Скандинавии, где благодаря методикам билингвистического обучения неслышащих (одновременное обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку) и доступу к качественным технологиям неслышащие люди даже с большой потерей слуха могут свободно общаться как речью, так и жестовым языком, держатся уверенно и раскованно. На Западе не так стесняются потери слуха, как у нас, не закрывают слуховой аппарат за ушами прической, а носят яркие цветные модели, как стильный гаджет, и обрамляют стразами, как украшение. Если бы во всем мире к слуховым аппаратам относились бы не как к протезам, а как к вспомогательным модным гаджетам типа bluetooth, жизнь слабослышащих была бы проще. Пока что в плане имиджа повезло только очкарикам – смотрите, как сейчас модно носить разные оправы.”

Глухие могут общаться жестами, хотя могут и говорить, но они считают, что у них есть право на пользование своим жестовым языком, не всегда хотят быть интегрированы в обычное общество. А слабослышащие немного застряли посередине – они не глухие, но они все же не слышат. «Часто они страдают, потому что не могут себя идентифицировать с какой-то группой, - поясняет Павел. - Среди здоровых людей они ощущают себя глухими. А среди глухих они тоже не в своей тарелке. В коррекционных школах, например, студентов с нарушением слуха делят на классы А, В и С – по степени тугоухости».

“Бывает так, что группа “жестовиков” перестает общаться с ребятами, которые начинают пользоваться имплантами или слуховыми аппаратами и переходить на речевую коммуникацию, – вспоминает Карина. - Перестают их признавать “своими”. И наоборот, интегрированные слабослышащие могут с некоторым презрением относиться к жестоговорящим...

При этом границы между “глухими” и “слабослышащими” могут быть размыты или изменчивы, добавляет Карина Чупина, которая 10 лет была президентом Международной Федерации слабослышащей молодежи (www.ifhohyp.org). «В разных контекстах, глухие и слабослышащие могут выбирать различные формы выражения своей идентичности: в организации неслышащих человек может общаться языком жестов, а на основном рабочем месте использовать исключительно речевое общение. Идентичность также зависит от семьи, от того, слышащие или неслышащие ли родители; от среды в семье и школе – речевой или жестовой».

По медицинским меркам у Карины тугоухость 4й степени, пограничная с глухотой, но по социальным ее воспринимают как слабослышащую. «Может быть так, что один неслышащий человек имеет неразвитые социальные и речевые навыки и низкий уровень образования, а другой неслышащий – точно с такой же потерей слуха – благодаря ранней реабилитации и качественным слуховым аппаратам владеет иностранным языком, всесторонне развит и умеет общаться по телефону. У него может быть университетское образование и годами натренированная речь почти без “глухого” акцента. Это как раз мой случай и многих моих российских и зарубежных друзей. Ненавистные мне в начале уроки игры на пианино дали мне возможность развить слуховое восприятие разных частот и интонированный голос. Говорить по телефону я училась семь лет с подругами и бабушкой: в слуховом аппарате голос по телефону очень сильно отличается от голоса в повседневном общении лицом к лицу. Сперва очень трудно понять собеседника, так как, во-первых, частоты голоса при передаче по проводам сильно искажаются, а во-вторых, не видно лица и губ собеседника, с которых можно считывать речевую и невербальную информацию. Сегодня я уже научилась говорить по телефону на английском, что очень радует».

Проблема в том, что многие родители даже не знают, что это возможно! – научить неслышащего ребенка говорить, развить интонацию, голос, и общаться речью со сверстниками…А это было возможно даже в царские времена по особым методикам без аппаратуры. Сегодня, подчеркивает Карина Чупина, это тем более реально при наличии современных сверхмощных и индивидуально настраиваемых аппаратов (или имплантов) – и воли родителей к непрерывному обучению ребенка с самого раннего детства, чтобы не упустить лучшее время для реабилитации. Однако многие родители счастливы уже от того, что ребенок произносит слова, и прекращают обучение грамотной речи и развитию словарного запаса, не видя дальнейших перспектив. А в более позднем возрасте развить речь и привыкнуть к слуховому аппарату уже намного сложнее.

«А бесплатных реабилитационных центров для неслышащей молодежи после 18 лет нет. Необходимы опытные в работе и коммуникации с неслышащими людьми и сведущие в их проблематике специалисты, такие как психологи, психотерапевты, неврологи, сурдопедагоги, - говорит эксперт. - На Западе есть такие специальные центры, с бассейном, тренажерным залом, которые также выполняют функцию социализации, так как в общих центрах неслышащие обычно чувствуют себя плохо».

Все слабослышашие слышат больше глазами. И если у человека снижен слух, то у него часто падает и зрение – потому что оно напрягается, ища визуальную поддержку, считывая слова и фразы с губ. Поэтому важно иметь конференц-связь, чтобы видеть. «Когда я учил английский, у меня была большая проблема восприятия английской речи на слух, - рассказывает Павел о своем опыте. - Но потом стало понятно, что просто ухо и мозг не натренированы на этот язык. Если на русские слова реагируют определенные мозговые центры, то на английские мозг не реагировал. Поэтому высока утомляемость у слабослышащих людей: ты напрягаешься, чтобы понять речь, и быстро устаешь».

“Представьте себя иностранцем в собственной стране, - говорит Карина Чупина. - И вы поймете, как чувствуют себя неслышащие и слабослышащие люди. Неслышащие часто сталкиваются с недоразумениями и недопониманиями – иногда смешными, иногда опасными для жизни. Слабослышащие, ориентирующиеся на речь, испытывают постоянный стресс от необходимости соответствовать слышащей среде и действовать в условиях полной неопределенности. Для решения трудностей коммуникации “речевых” слабослышащих людей нет единого или универсального решения. На коммуникацию слабослышащего человека влияет множество ситуационных факторов, таких как фоновый шум, акустика в помещении, густая растительность на лице сослуживца, из-за которой не видно артикуляции, степень знакомства с ситуацией и контекстом и так далее. Например, приходишь в банк, а клерк за стеклом что-то бормочет, отвернувшись и глядя в компьютер. Или врач дает инструкции перед процедурой, уткнувшись в бумаги. Что-нибудь понятно? Нет. Прочитать с губ что-то можно? Тоже нет. За рубежом культура общения предполагает, что сотрудники должны смотреть клиенту в лицо, говорить четко и ясно. Уже одно это помогает установить понимание. С другой стороны, и самим неслышащим нужно уметь объяснять собеседнику, как с ними следует говорить, чтобы облегчить коммуникацию (у нас, к сожалению, этому не учат). Мне понадобилось время, чтобы сформулировать наглядный посыл к действию: “Я плохо слышу. Мне нужно видеть ваше лицо, чтобы я могла читать по губам и понимала вас”. Эта фраза возымела эффект бомбы по сравнению с лишенным конкретики и безрезультатным обращением “Я плохо слышу и читаю по губам”. Персонал удивленно таращил глаза, потом внимательно и глядя на меня, вежливо вел деловые переговоры».

Михаил Веселов отмечает, что глухота - серьёзный недуг социального значения. И приводит пример из собственной жизни. В 1997 году он участвовал в восхождении на Килиманджаро в группе инвалидов под руководством Матвея Шпаро. «Несколько дней подъема. Одноруких пара, одноногих пара, один слепой и двое глухих, я в том числе. Ну и сопровождающие здоровые. Пока идет переход, мы, глухие, круче всех: руки-ноги на месте, несем приличный груз, там одному инвалиду поможем, там другого подтолкнем. Какие же мы инвалиды? Здоровее нас в команде не было. Но вот привал. Палатки, костры. Народ садится и начинает ля-ля. Анекдоты, истории, шутки, дискуссии. И тут мы двое уже не ко двору. Выпадаем. Мы им – не нужны. Вот однорукие-одноногие на привале как раз теперь не кажутся инвалидами – общение наравне безо всяких. Народ хочет отдохнуть, расслабиться, и никто не стремится сидеть рядом с нами, стараться объяснить нам, что этот сказал, а о чем тот пошутил. Я, как правило, уходил один погулять или в палатку почитать».

В первую очередь, считается, что основной барьер между неслышащим человеком и обществом – это как раз невозможность услышать друг друга. Именно друг друга – здесь невозможна игра в одни ворота.

Основной барьер - стереотипное мышление обычного человека. «Как только человек видит, что пришел глухой человек, что он вспоминает сразу? «Му-му» Тургенева и Герасима, его героя. Дворник, больше ни на что не способный. И к сожалению, это часто встречается. Очень редко руководитель берет на работу глухого человека, убедившись в том, что он действительно классный специалист. Надо отбросить стереотипы. Просто посмотреть на глухого как на равного», - говорит Максим Ларионов, начальник отдела социальных программ и проектов ОООИ ВОГ .

Барьеры - в наших головах

Павел Новиков замечает, что за рубежом к неслышащим людям относятся все же лучше, чем в России. «В России я обычно не переспрашиваю больше трех раз. Потому что, к сожалению, люди начинают действительно смотреть на тебя как на дурака. Чувствуешь себя неловко. Мы вынуждены приспосабливаться к окружающей среде. И мы сразу читаем напряжение во взгляде людей. Иногда коллеги забывают об этой моей особенности – и могут, например, прокричать что-то с другого конца коридора. В Германии и Англии, например, было проще. Когда я говорил о своих сложностях, мне отвечали: «Не волнуйтесь!», водили чуть ли не за руку, писали на бумаге, открывали гугл-транслейт в айпаде, помогали с переводом и пониманием. И было комфортно. Люди сильно удивлялись, что человек с нарушением слуха выучил английский язык и может объясняться на нем. И очень старались помочь».

Негатив по отношению к неслышащим людям, особенно к жестоговорящим, сегодня не такой большой, как это было во времена СССР, но все же присутствует в обществе. «В мире глухих очень возмущаются таким отношением слышащих, но я их, слышащих, как-то понимаю. Если у здоровых людей, у ампутантов, у опорников общий, скажем так, менталитет, общая культурная база, то у подавляющего большинства глухих ввиду их информационной изолированности свой особый менталитет – свое восприятие мира, своя культура даже, своё мышление, - отмечает Михаил Веселов. - Язык – главный маркер «свой-чужой». Глухой жестоговорящий человек обычно воспринимается как что-то непонятное. Чужое. А значит - пугающее, вызывающее подозрение. Я не говорю, что обычный человек с криками ужаса бросится бежать от глухого. Нет, слышащий может общаться с ним внешне доброжелательно, но внутри останется определенная степень настороженности: «а кто его знает?»».

Такое отношение частично подкрепляется и рассказами о криминальной среде, в которой работают глухие люди. «В стране глухих действительно такое существует. Например, система «брелочничества», когда глухие уголовники «крышуют» глухих попрошаек – продавцов брелоков и прочих мелочей, - рассказывает Михаил. – И жаль, что за криминальными картинками не видно, что среди нас есть рабочие, художники, программисты, поэты, журналисты и так далее. Если бы про это больше писали, то люди бы меньше пугались».

Порой неслышащего часто воспринимают как человека с ментальными отклонениями. И такую проблему, полагают наши спикеры, пока невозможно окончательно устранить. «Проблема глобальная и двусторонняя в том плане, что не только слышащие воспринимают нас неправильно, но и глухие зачастую подкрепляют это мнение. Ведь больше половины неслышащих не знают русского языка. Он для них как бы второй иностранный, причем учимый без удовольствия, а лишь потому что надо. Глухой не понимает, что написано в газете, что пишут ему в записках, он не знает большинства элементарных слов и терминов. Вина – в дошкольной и школьной сурдопедагогике».

“Очень важна работа над созданием положительного имиджа людей с инвалидностью по слуху, - подчеркивает Карина Чупина. - В нашей организации мы проводим тренинги по коммуникации для слабослышащих, лидерских навыков, уверенности, организации социальных и информационных проектов. Но на отношение общества, несмотря на распространение информации, мы пока повлиять не можем. Необходима работа с журналистами по освещению как проблем, так и успехов неслышащих в масс медиа. И – обязательно! – привлечение самих слабослышащих и неслышащих к совместному созданию с профессиональными журналистами социальных видеороликов, кинопродукции и статей. Помимо этого, нужно не стесняться приглашать людей с нарушением слуха в ток-шоу по социальной и культурной проблематике. Пока что в ток-шоу участвуют любые люди с инвалидностью, кроме неслышащих.”

Еще одна проблема, как полагает Михаил, - в жестовом языке. В 2012 году был принят закон, повышающий статус жестового языка - он признан как язык, лингвистическая система. «Это ведет за собой дальнейшую работу по формированию подзаконной нормативной базы в части использования этого языка в полиции, прокуратуре, судах, при получении образования, при обращении глухого человека в любые органы. А значит, возрастает потребность в квалифицированных переводчиках жестового языка, встает вопрос об их уровне образования, переподготовке, аттестации. И платить им надо как за высококвалифицированный тяжелый труд», - замечает Максим Ларионов. - В этом большую работу проделало и Всероссийское общество глухих, кстати, отмечающее в этом году свое 90-летие. В ВОГ сейчас ведутся и другие важные социальные проекты, например, рассказывает Максим, вместе с православной церковью ВОГ ведет разработку специального словаря православных жестов - то есть жестов, которые бы разъясняли особую православную терминологию, поясняли суть молитвы и так далее.

Михаил Веселов, со своей стороны, замечает, что в отношении русского жестового языка (РЖЯ) до сих пор ведутся споры. Сторонники РЖЯ заявляют, что глухой ребенок лучше усвоит важные понятия и сведения, параллельно обучаясь и обычному русскому языку. Противники утверждают, что жестовый язык мешает усвоению русского языка, а, значит, и всего того образовательно-культурного пласта, зиждущегося на русском языке». Михаил полагает, что жестовый язык действительно явление уникальное, но он меняет механизмы мышления говорящего.

«Совещания и переговоры – это не для меня»

Основа качественной жизни каждого из нас - это возможность трудиться, работать на любимой работе. Но вот глухим и слабослышащим - трудно. Часто они не могут устроиться на работу..

Михаил Веселов подтверждает, что глухих, как правило, избегают. Но этому могут быть и основания. «К примеру, когда на фирму устраивается программистом глухой выпускник вуза (где была спецгруппа глухих) и пишет в заявлении: «Директор фирма. Заявление. Просить работа приём», естественно, такому откажут. Но когда явится нормально образованный неслышащий человек, талантливый, с кучей проектов и идей в портфолио – ему сразу откажут, не разбираясь. Потому что уже возникло предубеждение, стереотип».

Тем не менее есть случаи, когда успешные неслышащие люди устраивались на приличную работу и делали карьеру. У них может быть акцент, невнятное произношение, проблемы с восприятием чужой речи – но они грамотные специалисты. Однако, считают наши спикеры, это чаще всего случайности, а не тенденция. Неслышащему человеку трудно сделать карьеру, и руководителем ему крайне сложно стать.

«Я себя никогда не идентифицировал как человека с ограниченными возможностями. Но когда начал работать, я понял, что сложности действительно есть, и к ним надо адаптироваться», - признает Павел Новиков. По его наблюдениям, у тех, кто плохо слышит, бывают упаднические настроения: они чувствуют, что никому не нужны, что не смогут найти себя в этой жизни, реализоваться. «Вот сейчас я, например, чувствую, что мне некуда дальше расти. Потому что если мне расти как менеджеру, то нужно хорошее знание английского языка и умение решать проблемы по телефону. Пока для меня говорить на английском языке по телефону для меня невозможно. Значит, этот путь пока для меня закрыт. Если это управление проектами- то могут быть большие совещания, а я не могу полноценно общаться в группе, где больше 3-4 человек. Я не успеваю отследить все высказывания, понять контекст. Не справляюсь с такой информационной нагрузкой. У меня остается путь эксперта, но это не совсем по моей натуре – мне интереснее работать с людьми. Получается, я не могу себя полноценно реализовать», - приводит Павел собственный пример. Он замечает, что работает еще и старый стереотип мышления: люди с инвалидностью воспринимают мир как данность и не видят способа бороться и как-то изменить жизнь. Поэтому, возможно, глухие и слабослышащие люди не всегда счастливы, считает Павел.

Очень многие слабослышащие сейчас без работы или же пытаются трудоустроиться с помощью родственников или – в организации, работающие в этой сфере, например, - ВОГ. «Я знаю двух людей, которые закончили Бауманку, но все равно потом пошли работать воспитателями в школу для слабослышащих», - замечает Павел. Часто неслышащие люди стараются устроиться на технические специальности. Но берут глухих людей чаще на рядовые позиции.

Еще одна проблема в сфере трудоустройства для глухих и слабослышащих в том, что в начале в них нужно инвестировать много времени. На рабочем месте должен быть какой-то сотрудник, который введет глухого коллегу в курс дела, поможет во всем разобраться. Наладить коммуникацию, чтобы понять, как с ним общаться. Все это индивидуально. А не в каждой компании готовы на это. «Даже с родственниками, с близким кругом общения сложно, что уж говорить о рабочих отношениях, - сетует Павел. – Иногда мне не хотят объяснить, кто что имел в виду, людям лень разжевывать информацию, повторять несколько раз, или они не понимают необходимость этого. Я привык, поэтому иногда и не переспрашиваю, чтобы не напрягать людей».

Кстати, неслышащим людям положен бесплатный сурдопереводчик - но на несколько часов в год. Такая услуга может быть предоставлена, например, в случае участия в судебных процессах, или еще в каких-то необходимых случаях общения. Если эти услуги нужны больше – придется платить, а стоит это от 2 тысяч рублей в час. Интересно, что даже в жестовом языке есть диалекты, и, как подтверждает Павел, например, жестовый язык в Санкт-Петербурге будет отличен от московского, - потому что в Москву русский жестовый язык пришел с немцами, а в Санкт-Петербург - с французами.

Из тех, кто приходит в РООИ «Перспектива» за помощью в трудоустройстве, треть – люди со сниженным слухом. Приходят разные – и совершенно глухие, и слабослышащие, которые могут говорить по телефону. «Буквально лет пять назад таким людям было очень трудно устроиться, компании мало брали глухих. Сейчас бизнес стал более открытым, - подчеркивает Евгения Куснутдинова, сотрудник отдела трудоустройства РООИ «Перспектива». - И все зависит не только от инвалидности, но и от человека. Как он себя представляет, насколько много он в себя вкладывает, получает образование. У нас есть, например, курсы английского языка для неслышащих, но ходят туда немногие. А ведь это возможность усилить свои позиции».

Проблемы, действительно, есть, но есть и истории успеха. К примеру, около двух лет назад в РООИ «Перспектива» обратились два молодых человека, Кирилл Пилюгин и Семен Денисенко, которые закончили Академию искусств (РГСАИ). «Один из них, Семен, очень хотел работать архитектором, но он тотально неслышащий. Кирилл - слабослышащий. Мы искали варианты, где бы Семен мог работать без общения с людьми, - рассказывает Евгения. - Искали вакансию макетчика. И их взяли на работу в компанию, где занимаются макетами. А все потому, что они еще изучали отдельно дизайнерские программы самостоятельно, это не изучается в вузе. То есть вложились в себя. И недавно мы получили прекрасные новости: Кирилл и Семен участвуют в создании самого гигантского макета Москвы, это реальный успех!».

Евгения отмечает, что неслышащих могут воспринимать негативно из-за нехватки информации. И поэтому отказывают им в работе, не зная, как общаться с глухими. «У нас есть тренинги для работодателей для понимания людей с инвалидностью. Их можно пройти до или после поступления людей к ним на работу. Как общаться, как организовать его рабочее место, рабочий процесс. Это очень полезные знания».

«ВОГ сейчас нацелено на то, чтобы глухой и слабослышащий человек мог себя реализовать на открытом рынке труда, а не на специализированных закрытых предприятиях, где не может быть ни хорошей зарплаты, ни карьеры в дальнейшем, - отмечает, со своей стороны, Максим Ларионов. - Это сегрегированные предприятия, пережиток советского прошлого. Но тогда были гарантированные заказы со стороны государства, поэтому глухие чувствовали некую уверенность в жизни. А теперь им все время нужно доказывать свое мастерство». Именно поэтому ВОГ активно поддерживает чемпионаты профессионального мастерства Абилимпикс, как один из учредителей этого движения. Лучшие из лучших направляются на международные чемпионаты, где соревнуются с зарубежными участниками. «Очень интересно было замечать, что эти конкурсы привлекают все больше внимания не только со стороны участников, но и со стороны потенциальных работодателей, крупных компаний, которые заинтересованы в трудоустройстве людей с инвалидностью, - рассказывает Максим Ларионов. - Может быть, у компании интерес с точки зрения квотирования, а может, в рамках позиционирования себя как компании социально-ориентированной. Мотивация разная, но факт остается фактом: если инвалид показывает себя компетентным профессионалом в своей области, шансы у него возрастают. Поэтому важно постоянно демонстрировать свое мастерство».

Дайте ориентиры!

Доступная среда нужна для комфортного ощущения человека в пространстве. В метро, на вокзалах, в аэропортах должны быть визуальные стенды, указатели пересадок, расписания и так далее. А еще, говорят слабослышащие люди, очень важно получать письменные сообщения во время экстренных ситуаций, теракта, например, стихийных бедствий. Чтобы было, например, оповещение МЧС по смс. В моменты волнений глухого человеку трудно ориентироваться без визуальной информации.

Подготовлена ли доступная среда в наших городах под нужды слабослышащих? Павел считает, что появляется все больше опций, помогающих таким, как он: например, разметки в метро на полу и стенах, дополнительные указатели. Табло в автобусах и троллейбусах, в банках, поликлиниках тоже очень помогают – раньше приходилось писать свои перемещения на бумажке и показывать прохожим или пассажирам в транспорте, чтобы те подсказали, когда надо выходить, куда идти. Но в этом, конечно, мы отстаем от зарубежных стран. «К тому же люди часто пугаются, когда к ним подходит глухой человек. Есть все же какие-то предубеждения. Им удобнее не соприкасаться с этой темой», - замечает Павел.

«В первую очередь, проблема в доступе к информации. Человек 70 процентов информации получает благодаря звукам. Телевидение, радио, разговоры с друзьями, коллегами. Очень много слуховой информации мы получаем во время учебы. Так что для нас доступная среда – это в первую очередь визуал, который должен быть адаптирован к нуждам неслышащих, - поясняет Максим Ларионов. - А если мы говорим о кино, телевидении, то тут в первую очередь нужны субтитры. Сейчас на федеральных каналах идет скрытое субтитрирование, в районе 16 тысяч часов в год. Это, конечно, не полный объем, но все же серьезный сдвиг вперед. Это 1 канал, Россия, НТВ, Карусель, Детский канал и Культура. Мы привыкли их смотреть. Но нам бы хотелось, чтобы все каналы, которые вещают на территории РФ, имели бы в своей сетке программы, доступные людям с нарушением слуха», - отмечает Максим Ларионов. ВОГ сейчас ведет переговоры с Минкомсвязи по этому вопросу.

И конечно доступная среда очень важна в образовании. И в среднем, и в вузовском. «Нужны переводчики жестового языка. Кстати, по закону неслышащему или слабослышащему студенту должен быть обеспечен такой переводчик. Но нет механизма реализации такого права. ВОГ вместе с ведущими научными организациями разрабатывает этот механизм. Мы надеемся, что со следующего года будет введен приказ Минобрнауки в этом направлении», - подчеркивает Максим Ларионов.

«Не будьте людьми, проходящими мимо!»

Почему глухого человека часто воспринимают негативно? «Знаете, когда люди общаются между собой, и кто-то постоянно переспрашивает: «Что? Не понял, аа-а?!» - у собеседника загорается лампочка в голове: «Дурак. Человеку объясняешь, а он не понимает», - рассказывает Максим Ларионов. - Когда обращаются к глухому человеку вслух, тот старается показать пальцем на уши, что он не слышит. Иногда голосом или запиской просит повторить. Что делает говорящий? Вариантов мало. Чаще люди останавливаются, замолкают и уходят. Зачем им это надо? Лишние проблемы. Просто не в те двери зашел... Вот это как раз и есть стереотип. Люди не хотят продолжить общение, что-то разъяснять…просто проходят мимо».

Иногда, рассказывает о своем опыте Максим, люди понимают проблему, - могут достать бумажку или повторят свой вопрос, набрав на экране мобильного телефона. Но это редкость. «Просто внутри себя надо иметь человечность. Нельзя быть «человеком, проходящим мимо»! Человек, который проходит мимо, потом садится за свой рабочий стол, и к нему приходит на собеседование по трудоустройству глухой человек. Тот его не возьмет, потому что он «человек, проходящий мимо». Внутри каждого человека должна загораться "зеленая" лампочка: «Этот человек не слышит, но я буду с ним общаться, ведь он ничем не хуже меня». И вот, когда таких людей будет больше в нашем обществе,- легче будет жить в нем и глухому человеку».

Редакция благодарит Карину Чупину за помощь в организации интервью с экспертами.

Когда люди слышат о доступной среде, многие думают, что это только пандусы и лифты и только для колясочников. Но проблемы доступной среды испытывают не только маломобильные граждане, но и также люди с сенсорными трудностями – например, слуховыми и зрительными. Людям с проблемами слуха нужен полный и равный доступ к устной информации, поэтому пандусы и лифты – не подходящее решение для них.

К сожалению, во многих обсуждениях о доступной среде говорят только о проблемах маломобильных граждан, но забывают о глухих и слабослышащих и иронически даже делятся видео и аудио о доступной среде, которые не доступны для неслышащих через дословные субтитры на том же языке – этим и их исключают. Многие ролики и вещания о глухих сопровождаются без субтитров, а сурдоперевод, если его предоставляют, большинство неслышащих не понимают. Многие представители производителей слуховых протезов и сторонники устной речи в России вообще исключают неслышащих в видео и аудио на русском языке, которые не сопровождаются дословными субтитрами. Как же неслышащие могут понимать, если устная информация в видео, аудио и на мероприятиях не доступна для них? Даже опытным носителям слуховых протезов нужны субтитры. Многие мероприятия о глухих и о доступной среде вообще также исключают людей с нарушениями слуха.

Что такое доступная среда для глухих и слабослышащих? Многие не знают об этом, даже сами неслышащие – в основном из-за и незнания неслышащих о своих правах на безбарьерный доступ к устной информации, особенно в России, где их учат подстроиться под слышащих и не жаловаться на отсутствие доступной среды. Неслышащие все очень разные, поэтому их нужды в доступной среде разнятся. Два неслышащих с одинаковыми аудиограммами могут общаться и воспринимать устную информацию по-разному.

Многие думают, что слуховые аппараты и кохлеарные импланты – , но это далеко от правды. Даже слухопротезированным нужна доступная среда. Также многие думают, что сурдоперевод – единственный тип доступной среды, но многие неслышащие пользуются устной и письменной речью, поэтому жестовый язык не знают или не понимают. Поэтому самый универсальный тип доступной среды для большинства неслышащих – .

Чтобы неслышащие могли наслаждаться телевидением, фильмами, видео роликами в интернете, то им нужен доступ через качественные дословные субтитры (не авто титры!) на том же языке. К сожалению, не все российские каналы и передачи доступны по телевизору, а тем более в интернете. Это и касается фильмов. В США и некоторых странах по ТВ на русскоговорящих каналах из-за разницы в технологии, а доступ на сайтах некоторых русскоговорящих каналов за пределами России закрыт.

Кроме субтитров для записей, существуют также “живые” субтитры – текстовое сопровождение в реальном времени. К сожалению, в России пока нет таких субтитров во время прямого эфира по ТВ, во время вебинаров, на мероприятиях. Многие думают, что речевые технологии – решение таких проблем, но это далеко от правды. Они не могут заменить высоко квалифицированных наборщиков текста и стенотайпистов (чьи услуги популярны в США и на Западе) и не могут следовать многим правилам качественного субтитрования. Живые субтитры помогают не только неслышащим, но и даже многим с нормальным слухом! В США такие услуги часто предлагают неслышащим ученикам и студентам на уроках, неслышащим профессионалам на рабочих собраниях, неслышащим посетителям разных общественных мероприятий – например, конференций, вебинаров, кружков, выступлений, спектаклей, устных сообщений в разных общественных местах, т.д.

Сурдоперевод и жестовый язык важны коренным и опытным глухим пользователям жестового языка для облегчения устного общения и во время уроков, рабочих собраний, разных мероприятий. Не все пользователи жестового языка предпочитают сурдоперевод – в некоторых ситуациях они могут предпочитать субтитры. Для некоторых мероприятий они могут запросить двойной доступ через субтитры и сурдоперевод – по крайней мере это так делают в США. А на крупных мерориятиях и конференциях для неслышащих обычно предоставляются все виды доступной среды (как в примере вложенного фото выше в этой статье).

Опытные носители слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, которые понимают речь на слух, часто пользуются индукционными петлями, которые блокируют окружающий шум и помогают им лучше слышать речь. Однако, индукционые петли , как сурдоперевод – не универсальный доступ для большинства неслышащих и не могут помочь всем носителям слуховых протезов. Многие также читают субтитры в дополнение к индукционным петлям, потому что очень утомительно все время напрягать свое внимание на понимание устной речи, особенно во время долгих и сложных выступлений и когда люди говорят очень быстро или бормочут или говорят с тяжелым акцентом. Даже многие с нормальным слухом еле понимают таких людей и говорят, как им субтитры им очень помогают.

Чтобы улучшить доступную среду для глухих и слабослышащих, надо учитывать ситуацию, а также разные навыки общения и разные нужды разных неслышащих в разных типах доступа к устной информации:

  • Дословные субтитры на том же языке (записанные и живые);
  • Жестовый язык и сурдоперевод;
  • Слуховые аппараты, кохлеарные импланты, индукционные петли;
  • Оптимальные условия освещения, акустики, сиденья, стояния, хождения во время разговора или мероприятия.

Не делайте предположений, что неслышащие могут или не могут понимать – , как им лучше воспринимать информацию. Также если они не просят о доступной среде, то это не значит, что она им не нужна. Парадоксально, что иностранцам с нормальным слухом готовы предоставить перевод на их языки даже без предварительной просьбы, но часто отказывают в доступной среде своим же гражданам с нарушениями слуха после повторных просьб..

При том очень важно принять во внимание КАЧЕСТВО доступной среды. Плохие субтитры, плохой сурдоперевод, плохая акустика – это НЕ доступная среда и НЕ лучше, чем отсутствие доступной среды. Людей с нарушениями слуха часто ругают за жалобу об отсутствии или плохом качестве доступной среды, но также надо учитывать, что это не отличается от отсутствия или плохого качества звуков, на которое многие слышащие тоже очень часто жалуются. Если все слышащие имеют право на качественный звук, то все глухие и слабослышащие тоже имеют право на качественную доступную среду. Слух и голос – НЕ единственный способ общения и доступа к информации. Любая информация может передаваться любыми способами, а вся устная информация должна сопровождаться альтернативными способами, чтобы быть более доступной для более широкого круга людей.

Прекрасный пример доступной среды – остров Мартас Виньярд в США, где все общались на жестовом языке с начала 18 века до 1950-х годов, вне зависимости от наличия слуха. Глухих там даже инвалидами не считали, потому что они не испытывали трудности в общении со слышащими, которые тоже знали жестовый язык.

Многие глухие и слабослышащие – очень умные, образованные, интересные люди, которые могут делать все, как остальные. Они страдают не от глухоты, а от стигматизации глухоты и отсутствия доступной среды. Если люди с отсутствиями или недостатками слуха живут в безбарьерной среде, то они могут функционировать наравне с другими и не чувствовать себя ущербными.

Примечание: Текст сайта принадлежит Светлане Кузнецовой и Audio Accessibility. Копирование и перевод текста не допускается – разрешается только делиться ссылками на страницы этого сайта или копировать краткую цитату с ссылкой на источник.

То, что слабослышащие и глухие люди плохо воспринимают или совсем не воспринимают звук, не значит, что они не проявляют интереса к музыке - об этом свидетельствуют набирающие популярность мюзиклы и рэп-баттлы на языке жестов. Однако люди все еще ограничены в возможности посещать массовые музыкальные мероприятия, пишет BuzzFeed.

По данным американского Национального института глухоты и других нарушений коммуникации, примерно 90% глухих детей имеют слышащих родителей, но лишь немногие изучают амслен (ASL, американский жестовый язык - основной язык в сообществах глухих англоговорящих) и зачастую не задумываются о том, что отсутствие возможности посетить музыкальное мероприятие в дальнейшем изолирует их от общества.

"Для меня музыка - это не звук, это физические ощущения, - говорит полностью глухая собеседница BuzzFeed Лиза Крайер. - Я слышу через свои глаза и тело". На американском фестивале Lollapalooza она встает у колонок и опирается на металлическое ограждение сцены; для слышащего человека громкость невыносима, но Лиза ее не воспринимает, ощущая лишь вибрацию от басов.

Возможность почувствовать музыку глухому меломану дает обычная пустая бутылка из-под воды или любой контейнер, который также передает вибрацию. Слабослышащие посетители концертов стремятся попасть в передние ряды, чтобы встать или сесть рядом с динамиками: только так они могут слышать вокал.

Как отмечает BuzzFeed, исторически сообщество глухих и слабослышащих музыкальных фанатов, члены которого захотели получить независимость "в слухоцентричном музыкальном мире", пробовали различными способами получить к нему доступ. Они стали проводить собственные специализированные фестивали - BrickFest, Louisville’s DeaFestival Kentucky и San Antonio"s Good Vibrations. На танцевальных вечеринках, где звучит музыка с сильными басами, диджеи, знакомые с особенностями слабослышащих людей, стараются разворачивать динамики в пол, а не ставить их наверх, как обычно. Глухие музыканты и предприниматели разрабатывают bluetooth-совместимые устройства в виде жилетов, рюкзаков и браслетов, которые можно синхронизировать с ритмом музыки.

Несмотря на эти нововведения, Крайер отмечает, что большинство концертных залов и фестивалей не имеют точек доступа для глухих. Крайер настаивает, что сурдопереводчики и специально выделенные места должны быть на каждом музыкальном фестивале, как это было сделано для колясочников: этого требует закон, независимо от того, знают ли заранее организаторы о возможных слабослышащих посетителях или нет.

Для многих поклонников тех или иных артистов важно слышать текст песен, но наличие сурдопереводчика на фестивале - это скорее исключение, чем правило.

"Если я хочу попасть на концерт, то должна планировать его далеко вперед: попросить о доступе, надеяться, что они найдут людей, чтобы мне помочь, надеяться, что они будут квалифицированными, - пожаловалась Лиза. - Я никогда не могу просто купить билеты в последнюю минуту или просто так присоединиться к друзьям: для этого требуется много времени, и это непросто сделать, что раздражает, потому что закон США об инвалидности требует, чтобы концерты были доступными для всех".

Между тем благодаря согласованным действиям защитников сообщества глухих и слабослышащих после 2014 года крупные фестивали начали создавать программы доступности для гостей с инвалидностью по слуху и предусматривать для них специальные места. С 2015 года для глухих и слабослышащих фанатов начали вводить приоритетный доступ. В 2017 году на пятой части 170 выступлений на фестивале Lollapalooza присутствовал сурдопереводчик. В июне этого же года американский хип-хоп-исполнитель Chance the Rapper объявил, что нанял команду сурдопереводчиков на оставшуюся часть своего турне, которое будет включать остановки на крупных фестивалях.

Культурные мероприятия для российских инвалидов по слуху

В России нарушения слуха имеют 13 млн человек, 250 тыс. из них лишены слуха частично или полностью, и для них актуальны те же проблемы, что и в США: несмотря на то что первый в мире Театр мимики и жеста для глухих людей появился именно в Москве, музыкальные мероприятия, адаптированные для глухих, в России - редкость; сурдопереводчики сопровождают выступления артистов главным образом на специализированных фестивалях.

"Среди культурных практик, характерных исключительно для "культуры глухих", самой популярной является посещение спектаклей на жестовом языке в Театре мимики и жеста, Специализированной академии искусств и так далее. Около 35% респондентов отметили, что бывали на данных представлениях более двух раз за прошедший год, а еще более 40% были на спектаклях 1-2 раза за прошедший год. Кроме того, люди с нарушенным слухом в среднем 1-2 раза в год посещают концерты с участием глухих и слабослышащих артистов и исполнителей, а также специализированные мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы) для глухих и слабослышащих в парках Москвы", - отмечают авторы исследования "Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?" Надежда Астахова и Никита Большаков в "Журнале исследования социальной политики".

При этом 30% глухих и слабослышащих являются активными посетителями спектаклей и концертов, и более 60% людей с нарушениями слуха хотели бы посещать их чаще.

С 2009 года в Москве проходит фестиваль "Мир глухих". Мероприятие приурочено ко Всемирному дню глухих, его организатором является благотворительный фонд "Мир и Любовь". Одним из постоянных партнеров инклюзивного фестиваля является российский оператор сотовой связи "ВымпелКом" (предоставляет услуги под торговой маркой "Билайн"). С 2006 года компания разрабатывает мобильные технологии и специальные приложения, которые могут быть полезны людям, имеющим ограничения по слуху и зрению.

"В своей работе по внедрению ассистивных мобильных решений в повседневную жизнь мы обращаем отдельное внимание на необходимость разрушать стереотипы. Например, ежегодно мы рассказываем и показываем на нашем фестивале, насколько могут быть музыкальны и восприимчивы к музыке глухие люди. Наш фестиваль глухих абсолютно музыкальный - он состоит из песен (сопровождаемых переводом на жестовый язык), танцев, в которых принимают участие глухие танцоры. Фестиваль оснащен специальным танцполом, который может передавать вибрации, - рассказала "+1" руководитель социальных проектов "Билайн" Евгения Чистова. - Посмотрите, какое количество звезд первой величины соглашается принимать участие в фестивале. Это все пропаганда здорового отношения общества к данной тематике".

Чистова отмечает, что оборудование дает возможность выводить на часть экрана, который транслирует происходящее на сцене, сурдопереводчика, объясняющего смысл песен. "Этого достаточно, чтобы музыкальная культура не знала ограничений", - считает эксперт.

Материал предоставлен проектом "+1".

Главная портретная черта глухого или слабослышащего человека - ограниченность канала получения информации о мире, полное или частичное отсутствие аудиальной составляющей доступной информации. Именно этой специфической деталью форматируется всё происходящее, связанное с глухими людьми.

- Если мы берём взрослого человека, то у него это две проблемы: доступ к информации и свобода коммуникации. Информация, которая передаётся по радио, по ТВ, без субтитров недоступна. Информация, которая передаётся на лекциях, в поездах, когда поезд стоит в тоннеле и машинист говорит, - это недоступно. Вот такие факторы - это проблема, которую многие просто не замечают.

Максим Ларионов, юрист, ВОГ

Следующая ситуация наглядно описывает трудности, с которыми сталкиваются неслышащие люди ввиду своих ограничений:

«Вы едете в метро, поезд останавливается в тоннеле. Останавливается не на пару минут, а, скажем, минут на 35–40. Вероятнее всего, эта ситуация не вызовет у вас каких-либо затруднений: через какое-то время машинист объявит в микрофон причину задержки. Прослушав информацию, вы будете дальше читать, гуглить, спать, думать о своём. Теперь представьте, что вы не слышите. Информация, которую сообщает машинист, пролетает мимо вас. Проходит 10 минут, 20 минут - и вам становится страшно. Вы не понимаете, что происходит. Вы не слышите. Как разобраться в ситуации? Безусловно, это возможно: обратиться к ближайшему соседу (если вы говорите), прочесть по губам, что обсуждают окружающие (слабо работающая стратегия, ведь вряд ли люди станут обсуждать то, что они только что услышали из динамиков), обратиться к соседу с помощью текста на листе бумаги или экране смартфона. Как и всем людям, вероятно, вам не слишком хочется вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми, особенно имеющую такую специфику. Не все вокруг готовы с пониманием отнестись к деформации вашей речи; не все вокруг готовы вглядываться в ваш смартфон или разбираться в вашем почерке. Иными словами, вам остаётся только ждать, не имея представления о том, что на самом деле происходит вокруг».

Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими.

Главное различие в мире людей с проблемами слуха - это различие между глухими и слабослышащими. В чём оно заключается? На медицинском уровне всё достаточно просто: глухой человек не слышит совсем. Его представление о том, что такое звук, строится на телесном восприятии звуковых волн, то есть вибраций. Слабослышащий человек - это человек, у которого сохранился тот или иной процент слуха. Чаще всего в течение жизни этот процент сходит на нет. На уровне повседневной жизни в зависимости от диагноза (глухой или слабослышащий), в коррекционных заведениях для людей с проблемами слуха обучение происходит по одной из двум программам, и программы этих типов классов принципиально различаются.

Мир глухих vs мир слышащих

  • Глухие дети изначально ориентированы на включённость в мир глухих, их учат разговору на жестовом языке и учат на нём же. Да, проблема адаптации к миру слышащих здесь стоит так же остро, однако адаптация реализуется через жестовый язык, через понимание того, что этому ребёнку звуковой канал информации закрыт навсегда.
  • Класс для слабослышащих ориентирован на то, чтобы научить ребёнка говорить, читать по губам. Этих детей ориентируют на включённость в мир слышащих. Иными словами, слабослышащие дети, учившиеся в таких классах, чаще всего очень неплохо адаптированы для жизни. Такие дети даже не обязательно знают жестовый язык, поскольку научить слабослышащего говорить и коммуницировать с окружающими при помощи слухового аппарата возможно, и это вполне посильная задача. Обучить глухого речи, а также научить идеально читать по губам также возможно, однако это своего рода утопия. Деформации речи у самогО глухого могут быть различны (что понятно: он не слышит, у него нет точного образца правильно звучащей речи). Читать по губам также возможно не каждого человека: артикуляция слов у людей различна. По сути, это две различные образовательные стратегии.

Отдельно следует сказать о том, как глухих обучают говорить. Схема следующая: логопед определёнными методиками обучает человека произносить звуки. После этого звуки собирают в слова. Образец речи для глухого человека достигается принципом подобия, повторения. Иными словами, когда звук, извлечённый глухим человеком, звучит правильно, ему об этом сообщают. Он должен его несколько раз повторить и запомнить, ориентируясь на свои телесные ощущения. Мы понимаем, что идеального запоминания в таком случае достигнуть практически невозможно. В этом и заключается природа речевых деформаций глухих людей.

- Один путь - это оральный метод, когда с ним [ребёнком] занимаются очень серьёзно, чтобы он мог говорить и учиться в обычной школе. Его жизнь с самого детства похожа на жизнь профессионального спортсмена. Он постоянно в тренировках, постоянно в напряжении, постоянно играет социальную роль. По требованию родителей или педагогов. Есть второй путь - это путь на жестовом языке, с использованием двух языков, русского (письменного, устного по возможности) и жестового - как средства получения информации обо всём, что надо. Это сейчас является предметов дискуссий в нашем, российском обществе. На Западе уже давно определили, что у ребёнка есть выбор. Если семья выбирает жестовый язык, то государство полностью обеспечивает. Если семья выбирает другой метод - есть инклюзивные школы. Пожалуйста, учись среди слышащих, подтягивайся. То есть это право выбора.

Максим Ларионов, юрист, ВОГ

Каким образом вообще становятся глухими людьми? К сожалению, самый распространённый случай на постсоветском пространстве - врачебная ошибка.

В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох».

В России поколение тех, кто старше 30–35, очень часто рассказывает приблизительно одну и ту же историю: «Заболел в детстве, меня пролечили антибиотиками. Оглох». Иногда глухим или слабослышащим человек рождается вследствие генетики (показательный пример из поля - семья Владимира Шестакова: шестеро детей с нарушением слуха у глухого родителя; его кейс будет описан ниже). Наиболее редкая группа - это те, кто полностью потерял слух в позднем возрасте. В то же время это наиболее адаптированная группа инвалидов по слуху: они хорошо говорят и легко находят общий язык с миром слышащих, так как сами этому миру когда-то принадлежали.

2. Социально-психологическая характеристика

На протяжении всего полевого этапа исследования (практически в каждом разговоре с респондентом) красной линией шла мысль: «Мы не ропщем, всё в порядке, справляемся». Важно понимать, что глухие люди (как уже было сказано выше, глухие чаще всего глухи с раннего детства) свой недуг не воспринимают как серьёзную помеху. Они не знают другой, альтернативной модели существования. Глухота - их повседневность, и она воспринимается ими как совершенно нормальная вещь и большинство респондентов предпочитает говорить о конкретных проблемах в общении, а не о своём психологическом состоянии. Ни один из интервьюируемых не отметил, что чувствует себя исключённым из общества или лишённым чего-либо.

Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка.

Глухие люди очень доверчивы. Ближайшая аналогия, которая приходит в голову для описания механизма этой доверчивости, - наём любого переводчика с иностранного языка. Вы не владеете китайским, и с вами работает переводчик. На официальной встрече переводчик переводит то, что говорят вам китайские коллеги. Вряд ли в этой ситуации у вас возникнет подозрение, что перевод некачественный, что происходит искажение смысла или что-то в этом роде. Глухие люди попадают в подобную ситуацию: разница лишь в том, что для них сурдопереводчик - это человек, через которого происходит коммуникация с внешним миром. Глухому переводят всё, и ему приходится доверять, иначе он не может. Помимо этого, в контексте доверия важно опять-таки упомянуть коммуникативные трудности. В ходе полевого этапа исследования стало очевидно, что человек, который пытается разобраться в речи глухого, который заинтересован, вызывает симпатию. И если эта симпатия со стороны глухого возникает, он сразу же готов сказать очень многое. Эти черты проявляют себя в кейсе Владимира Шестакова, к которому мы обратимся позже.

Эксперты описывают глухих как небольшое сообщество.

Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч.

Между членами сообщества нет тесной взаимосвязи, однако у них есть возможность коммуницировать друг с другом через самые различные «точки» - это ВОГ, различные театры мимики и жестов и проч. Именно через такие каналы чаще всего происходит вход в «мир глухих». Глухих в России не так много, поэтому так или иначе они осведомлены о существовании друг друга, пересекаются, общаются.

Индивидуальная программа реабилитации - программа, в которой участвует каждый инвалид в России. Каждый респондент (эксперт или простой инвалид) в интервью упоминал эту программу в контексте того, что в её рамках инвалид имеет право на помощь в приобретении (через возмещение части затраченных средств) технических устройств, необходимых инвалиду. Для глухих и слабослышащих людей это слуховые аппараты, телевизоры с функцией «Телетекст», смартфоны, световые и вибрационные будильник, звонки и проч. ИПР возмещает только часть средств (чаще всего очень небольшую) при приобретении любого из перечисленных девайсов.

Каждый человек с нарушением слуха имеет право на 40 бесплатных часов услуг сурдоперевода в год.

Чаще всего именно этими часами пользуются для похода в Пенсионный фонд, банк, театр или любое другое место, где возникнет необходимость общения со слышащими людьми. Эти 40 часов люди с нарушением слуха предпочитают сохранять и использовать только в случае крайней необходимости, поскольку это очень небольшое время для целого года. Назначает переводчиков бюро сурдоперевода (чтобы переводчик мог получать работу через бюро, он должен предоставить соответствующую справку о квалификации). Услуги сурдопереводчика свыше указанных 40 часов оплачиваются.

3. Распоряжение финансами

Финансовое положение людей с инвалидностью по слуху различно. По материалам полевого этапа можно сказать лишь то, что встречаются самые разнообразные случаи: есть те, кто живёт только на пенсию, есть те, кто работает и имеет стабильный доход с небольшим довеском в виде пенсии. Однако один сюжет точно в том или ином виде возникал регулярно: денег не хватает. При этом эта фраза возникала как в контексте специфических потребностей глухих людей (слуховые аппараты и проч.), так и просто в связи с кризисом и повседневными потребностями, не связанными с инвалидностью. Лишь один респондент из всей выборки был удовлетворён своим материальным положением.

Начисление пенсий у подавляющего большинства респондентов происходит на банковскую карту. Людей, рассказавших о том, что они используют сберегательные книжки, практически нет. Коммунальные платежи чаще всего осуществляются либо через «Сбербанк онлайн», либо напрямую в банковских отделениях. Чаще всего это удалённые интернет-платежи. Информанты очень позитивно отзываются об услугах подобного рода.

Глухой человек - чаще всего человек без высшего образования. Это связано с тем, что подготовка в коррекционных заведениях заточена на специальности, которые «легко объяснить». В нашей выборке преобладает число респондентов со специальным образованием. Об этом факте упоминают и эксперты.

- Отправляют в специализированный садик, для глухих и слабослышащих детей, где с ними занимается преподаватель, который знакомит их с миром. Потому что очень тяжело объяснить, что есть что. Но это возможно. Затем идут спецшколы, отдельно для глухих и отдельно для слабослышащих. Они есть почти в каждом городе. Ну, в провинциальном городе. Что касается Москвы, то в Подмосковье не везде, поэтому людям приходится из одного города ездить в другой. Но это тоже не проблема, и обычно справляются с этим. Затем идут техникумы, институты. Есть некоторый перечень профессий: для мужчин - строительный, для женщин - тоже технические профессии, которыми предлагают овладеть глухим людям. Которые несложно объяснить и которым не помешает слух. И затем, казалось бы, трудоустройство на работу, но берут на работу… Я думаю, что 10% всех глухих. Потому что большинство из них всё-таки неграмотные.

Ксения, сурдопереводчик, родилась в семье глухих

4. Стереотипы

Безусловно, очень серьёзная проблема, которая постоянно вторгается в жизнь глухих, - стереотипизация и стигматизация глухих со стороны слышащих.

- Да, работу сейчас найти действительно трудно, потому что стандартные причины - когда отказывают из-за того, что я не слышу. Говорят: «Как мы с тобой будем разговаривать? Ты же не слышишь». А зачем разговаривать? Я же опять же буду руками работать, у меня есть диплом, у меня есть специальность, у меня профессия. Я обучался ей, я не просто человек с улицы. Но, правда, на одной работе, я тоже поступал на неё, на которой проработал четыре месяца, но потом тоже пришлось уволиться. Там сначала тоже не хотели брать, но я показал им свой диплом о том, что я занял второе место в конкурсе, они меня похвалили и всё-таки решили дать мне испытательный срок три месяца, которые они будут наблюдать за мной. И у меня всё получилось, я нормально работал. Они даже предложили поставить, там, специальные лампочки, которые будут оповещать о том, что обед, ужин и т. д. Зачем это нужно? Если все идут на обед, я же тоже пойму, я же не совсем кретин.

Валерий, слесарь-ремонтник

- Что касается врачей, тоже очень тяжело. Я прихожу со своим ребёнком, да, и врач видит, что я не слышу. «А ребёнок слышит?» - «Да, слышит». Всё, врач начинает общаться непосредственно с моим ребёнком, рассказывать какие-то лекарства, вообще его болезни, историю болезни, как что лечить. И я говорю: «Подождите, я - мама. Это ребёнок всего лишь. Он всего этого не запомнит. Давайте общаться со мной. Снимите, пожалуйста, масочку, я читаю по губам, я пойму, что вы говорите». Но мне врачи очень часто отказывают в этом. Я говорю: «Давайте, если вы не хотите снимать масочку, тогда пишите, пишите мне на бумаге». И в этом тоже врачи очень часто отказывают.

Виктория, домохозяйка

- Это основная такая проблема, и многие не хотят писать, вот да, как коммуницировать с человеком? Давай напишем друг другу на бумаге. Многие не хотят это делать. Многие хотят. Многие просто нервничают и не хотят общаться. Они не понимают и нервничают. Вот такие разные проблемы бывают. Бывает, например, в магазине или ещё где-то глухой, как будто бы неприятно становится, ну, разные такие нюансы возникают в общении. Да. Проблемы, конечно же, есть.

Михаил, спортивный тренер

Таким образом, почти все стереотипы, связанные с глухими людьми, базируются на коммуникативной проблеме, описанной выше. Наиболее ярко это проявляется в вопросе трудоустройства у глухих и слабослышащих. Каждый респондент, с которым проходило интервью, отмечал проблему трудоустройства. Отказ в трудоустройстве происходит на одном и том же основании: «Как мы с тобой будем общаться?»


Для глухих и слабослышащих людей постоянно придумывают все новые гаджеты-ключики из страны глухих в мир звуков. Мы не раз писали о таких устройствах и концептах: наушники-трансляторы, карманные звукоусилители, специальные очки и безмолвные будильники... Настала пора собрать их в одном обзоре: встречайте десятку удивительных устройств для глухих и слабослышащих !

Окликнуть глухого


Communicaid - гаджет, который не улучшает слух, но компенсирует его зрением. Он призван помочь адаптации людей с нарушениями слуха в рабочем колективе: благодаря ему смогут окликнуть коллеги! Гаджет улавливает даже тихие звуки и переводит их в зрительный сигнал: мерцание красных огоньков.

Глухонемое кино


Глухие и слабослышащие люди имеют все основания быть недовольными кинотеатрами: фильмов с субтитрами слишком мало, и они не по нутру обычным посетителям. Противоречия сгладят очки Mo Pix: через них пользователь увидит за обычным экраном дополнительный, с субтитрами. Обычные же зрители ничего и не заметят.

Очки Sony


Еще одни киноочки для глухих подготовила компания Sony. Для их работы не потребуется дополнительного экрана: субтитры будут зашифрованы в самом изображении, но чтобы их увидеть, понадобятся специальные очки.


Научить глухого ребенка речи - непростая задача. Группа корейских дизайнеров разработала для ее решения концепт VV-Talker: этот маленький похожий на игрушку гаджет будет переводить слова ребенка в голосовую диаграмму. Слабослышащий ребенок должен добиться ее совпадения с образцом для данного слова. Устройство поможет детям овладевать фонетикой даже в одиночестве, пока учителя нет.

Телеподушка для слабослышащих


Слабослышащие люди часто включают телевизор на полную громкость, тем самым доводя соседей до исступления - и все равно слышат так себе. На помощь придет... подушка. Разработанный командой шведских дизайнеров (Fredrik Hylten, Isabelle Olsson и Maria Johansson) девайс Ictus - подушка-усилитель. Ее нужно подключать вместо динамика и класть на нее голову - по уверению авторов, слышно будет даже почти глухому.


Необычный концепт Babel назван автором "визуальный слуховой аппарат" - собственно, слушать он будет за пользователя. В дужки очков встроены микрофоны, которые улавливают речь и транслируют ее в слова. Конечно, система распознавания речи иногда будет выдавать пользователю полную чушь, но чтение по губам тоже не лишено недостатков.


Звук - это вибрация. И если она недоступна уху глухого, то ее можно передавать... прямо в голову! Концепт Пьера-Антуана Бузара "Встряска" даст пользователю возможность оценивать интенсивность и направление звука с помощью вибрирующих наушников.

Жестоуловитель для глухонемых


Зачастую глухота сопряжена с немотой. На помощь глухонемым людям приходит язык жестов, но он, к сожалению, только для внутреннего использования". Как же поступить, если нужно объясниться с властями? Или нанять специального переводчика, или использовать транслятор жестов в слова. Лондонский дизайнер украинского происхождения Виктория Волошин (Viktoria Volosin) думает, что он будет выглядеть так. Но все же "жестопониманию" легче будет обучить обычные смартфоны.

Будильник на страже сна


Будильник-концепт Soft Touch может разбудить спящего на работу, даже если тот абсолютно глух: пользователь перед сном надевает на запястье браслет, а когда нужно будет вставать, будильник начнет надувать его и давить на руку. Кроме того, Soft Touch может предупредить спящего о серьезных опасностях: пожаре, бомбардировке и так далее.

Футбольный мяч для глухих


Нелегко играть в футбол с противником, который никогда не слышит свистка судьи! Для таких случае придуман светящийся мяч для глухих LED Ball: вместо свистка судья держит контроллер, которым в случае необходимости включает лампочки-светодиоды. Игроки сразу поймут, что дан сигнал остановиться.

На этом мы и закончим обзор гаджетов - с надеждой, что
кино, спорт, учеба, работа, путешествия и многие другие замечательные вещи станут доступными для глухих и слабослышащих людей в полном объеме.

Похожие публикации