Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Классный час. Типы, формы, тематика

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс-лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо-тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ-ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз-личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа.

Понятие классного часа. Обобщенное понятие классного часа:  Классный час (Час классного руководителя) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.  «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».  Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)  Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)  Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова) Функции классного часа  Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие  Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.  Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить, обучающихся на реальные практические дела.  Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа: Информационный классный час Цели:  Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;  Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;  Формирование своего отношения к происходящему;  Развитие исследовательских умений. Тематический классный час Цели:  Развивать кругозор обучающихся;  Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей. Интеллектуально-познавательный классный час Цели:  Развивать познавательный интерес обучающихся;  Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. Нравственный классный час Цели:  Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;  Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;  Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.) Формы классного часа Форма - это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д. В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов. 1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.

2. Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д. 3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся. 4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта. В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности. 5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов). Основные формы работы во время информационного часа: - газетные сообщения; - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; - работа со словарем и справочной литературой; - работа с политической картой; - комментированное чтение газетных и журнальных материалов; - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов. 6. Классное собрание - проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. 7. Беседа 8. Лекция 9. Игра 10. Конкурс 11. Читательские конференции 12. Заочное путешествие 13. Праздник 14. Акция 15. Экскурсия 16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: . «Звездный час»; . «Что? Где? Когда?»; . «Аншлаг»; . «Слабое звено»; . «Счастливый случай» и т.д. Традиционный классный час Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Однако традиционная структура классного часа включает:  вступительную часть  основную часть  заключение Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении. Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:  1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,  5-8 класс 20 - 30 минут,  9 - 11 классах - более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).  Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.  Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.  Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации Основные компоненты классного часа  Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.  Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.  Организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.  Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. Подготовка классного часа. У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап. Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:  определение темы разговора с обучающимися; Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.  формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),  совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;  дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);  определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.  проведение классного часа;  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

 Определение темы разговора с обучающимися;  Формулировка целей и задач классного часа;  Подбор необходимого материала и оборудования;  Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними;  Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме. Технология проведения классного часа Вступительная часть (5 минут) Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции. Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени. Рекомендации: эффективному переключению детей на вне учебную деятельность способствует: 1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п. 2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.) Основная (содержательная) часть (30 минут) Цель: реализация основной идеи занятия. Типичные ошибки: 1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей. 2. Однообразие методов - только беседа или рассказ. 3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. 4. Создание учебной атмосферы урока. 5. Назидательность. Рекомендации: 1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр. 2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!» Заключительная часть (10 минут) Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендации: 1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. 2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы - что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно). Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона - это педагогический анализ:  Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.  Что? - цель  Как? - методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.  И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы Советы по проведению классного часа  От предметной информации к оценке информации;  От общих оценок к развернутым суждениям;  Внимание к выступлениям обучающихся;  Акцент на важных моментах;  Размышления вместе с детьми;  Совместный поиск решений проблемы;  Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос). Притча «Лавка возможностей» «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема классного часа: «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ» Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, формирование у учащихся толерантного и уважительного отношения к окружающим их людям; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Ход беседы 1. Вступительное слово учителя. Учитель: - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. - Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. Жилабыла на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет... Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую Удача, третью Красота, четвёртую Печаль, пятую Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать... - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и

2 посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки): Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) - Каким должен быть человек, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. Почему нужно быть терпимыми? Что вы понимаете под словом терпимость? Терпимость способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Как поступает терпимый человек? Терпимость это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

3 На доске написано: tolerancia (испанский) Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerance (французский) Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам tolerance (английский) Готовность быть терпимым, снисходительность. kuan rong (китайский) Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. tasamul (арабский) Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию): Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 2. Работа в группе. Учитель: Придумайте и нарисуйте символ толерантности. Можно ли жить мирно и не ссориться? Как это сделать? Какие примеры толерантного поведения вы можете привести? Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

4 Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух: Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову. Не делай другим того, чего не хотел бы от других. Не делай другому того, от чего больно тебе. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними. 3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность» 1. Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений. 2. Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему: «Толерантность в классе». Учитель: Итак, мы выяснили, что толерантность это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность это поддержка и понимание различий. Но у толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие её формы проявления вы знаете?(Предрассудки, войны, конфликты). Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

5 Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. МУДРЕЦЫ И СЛОН Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». «Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон? Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Перепишите конец сказки. У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. 4. Ток шоу «Точка зрения».

6 Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе». Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли: 1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников. 2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках. 3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу. 4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся. 5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора. 6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора. 7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным. Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы - поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участник в конце игры делают выводы о том, что они увидели. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса. Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.

7 К каким результатам приводят конфликты? На доске написано: Три результата конфликта 1. Победа поражение - одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. 2. Поражение поражение - обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа победа - обе стороны приходят к согласию. ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ: 1.Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте. План разрешения споров: 1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее. 5. Проведение инсценировок. Работа в группе.

8 Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом. Группа 1 в школьной библиотеке: Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф. Группа 2 в раздевалке спортзала: Подруга одолжила у вас форму и не вернула. Группа 4 в классе: Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности. Группа 4 на перемене: Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем. Группа 5 в школьном дворе: Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения. Кто бы хотел зачитать свои примеры? Что должно включать в себя письменное соглашение? 6. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга». Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга? Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили. Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

9 Все учащиеся встают в круг и берутся за руки. Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить. Рефлексия. Самоанализ классного часа на тему: «Учимся быть терпимыми» Форма проведения: классный час был проведен в форме беседы с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами в виде круглого стола. Цель мероприятия: познакомить учащихся с понятием «толерантность», учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками; развивать навыки разрешения конфликтов. Задачи: дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; воспитание чувства коллективизма, сплочённости;способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Количество участников: 28 1.Оценка содержания воспитательного мероприятия Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся. 2. Оценка способов деятельности учителя и учеников. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены задания, посильные для восприятия, игровые ситуации, групповые задания. 3. Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя Мероприятие прошло содержательно, интересно и организованно. Оно было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы, коллективизма и сплоченности. Проведенное

10 мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Дети стали добрее и терпимее друг к другу.


Классный час, проведенный в 7 б классе по теме: «Учимся быть терпимыми (толерантность)» Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

Фоминская библиотека семейного чтения ЧАС ТОЛЕРАНТНОСТИ с.фоминки 2013г. Цели: Час толерантности 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

1 Классный час для учащихся 5 класса «Законы дружбы» Учитель: Михайлова Г.В., МАОУ СОШ 17 г.улан-удэ Цель: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; выработать правила отношений, позволяющих

Добро и зло Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. Цель урока формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров. Задачи урока: Образовательные: Выработать понимание

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева» Методические рекомендации по проведению

Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

Вайвод Наталья Борисовна МАОУ гимназия 24 имени М.В. Октябрьской г.томска ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Возрастная категория обучающихся: 11-13 лет Цель классного мероприятия: 1.Дать представление обучающимся

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 23 с углубленным изучением английского языка г. Орла 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Трусова С.Ю.

Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

Классный час «Мы очень разные, но мы вместе!» Цели: познакомить студентов с понятием толерантность, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать

Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 г. Салехард Формирование толерантности в начальной школе "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь" Вот уже несколько лет мы живем в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

2 «А» класс - толерантность Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Толерантность милосердие Толерантность доброта души

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Классный час «Мы такие разные, но мы одна семья» (конфликт и пути его решения) Автор: Назарова М.В. педагог-психолог МБОУ «Гимназия 1» Пояснительная записка В настоящее время тема конфликта и конфликтной

Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

Классный час в 5 классе, составитель Алексеенко Н.Н., классный руководитель, учитель математики. Тема: «Толерантность. Признание различий основа самооценки». Цель: привлечение учащихся к обсуждению понятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КАЗАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

Толерантность 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления

МОУ «ТЫРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПРОНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «УЧИМСЯ БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМИ» Дата проведения: 15.11.2016 год Класс: 7 Классный руководитель:

Школьная газета МБОУ «НОШ 11» 14 (ноябрь2012г.) Большая перемена Газета издается с 23 марта 2009г. Большая перемена ноябрь 2012 года 134 2 19 ноября в нашей школе прошел единый День толерантности. Как

Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края Тренинг «Что такое толерантность?» Составила: педагог психолог Симоненко А. В. 2016 год Цель занятия: ознакомить учащихся с понятием "толерантность"

Тематическое планирование классных по программе «Толерантность» 1 класс 1. Кто я? Какие мы? 1 2. О человеческом счастье. 1 3. Человек кузнец своего счастья. 1 4. Что такое «хорошо» и что такое 1 «плохо»?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Межнациональная и межконфессиональная толерантность как составная часть патриотизма Андронникова Ольга Олеговна канд. психол.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея 8, г.томска Школьный возраст - период становления

Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

Игра-тренинг «Мы все разные, но мы вместе». Цель занятия: развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости

Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

Пояснительная записка Назначение программы Главное назначение данной программы формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств,

Лытонина Надежда Николаевна, учитель начальной школы МАОУ Гимназии 4 [email protected] «Педагогические приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД в начальной школе» Основным результатом реализации

ВСТУПЛЕНИЕ 1 с.4 Поработайте в парах. Посмотрите на картинки и поговорите с друзьями о новом учебном годе. А: Наша школа выглядит чудесно.

Внеклассное мероприятие на тему: «Доброта наших сердец» Подготовила: учитель начальных классов Каракеча Вилена Александровна 2016 год Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле.

Сценарий классного часа в 3 классе Тема: «Подари другому радость» Автор: Евдокимова С.М. Цель занятия: Обучающий аспект: находить ответы на поставленные вопросы, формировать умение принимать и дарить подарки.

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных

Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию

Олеся Тулинова
Классный час в форме беседы «О Сталинградской битве»

Цель: чтить память погибших в боях за Сталинград, помнить и уважать оставшихся в живых ветеранов ВОв.

Чтец: Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Чтец: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Учитель: 12 июля 1942 года был образован Сталинградский фронт. Командующим фронтом вначале назначается Маршал Советского Союза Тимошенко, затем войсками этого фронта командовали генералы Гордов и Еременко.

17 июля 1942года противник встретил на реке Чир, где произошли первые ожесточенные бои. В эти дни тяжелых боев народ узнал имена первых героев Сталинградской битвы. На весь фронт и далеко за его пределами гремело имя Михаила Барранова. Ему был всего 21 год, но в боях над Доном и Волгой летчик-истребитель сбил 24 вражеских самолета, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Чтец: От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

Чтец: В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу!

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

1ученик: Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заразительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу. Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил 8 орудий, 9 пулеметов и 3 дзота фашистов.

2 ученик : Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь - то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

«Это есть наш последний

И решительный бой.»

Учитель: 200 дней и ночей утихала битва за Сталинград. Сражение охватило территорию: 100 тыс. км. 22 августа 1942 года Сталинград подвергся варварской бомбардировке, в которой участвовали 2000 немецких самолетов.

Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу взымались огромные огненные столбы. Город окутался дымом - зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров. После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград! Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих-добровольцев, зенитчики и курсанты военного училища. Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Чтец : Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Не выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель : Чрезвычайно тяжелым было 14 сентября 1942 года. В этот день враг бросил на город 6 дивизий и 500 танков. Сотни самолетов и 1500 орудий поддерживали наступление фашистов. Атаки следовали одна за другой. Стонала земля, перепаханная взрывами снарядов.

Рушились дома, бетон превращался в пыль. Казалось, ничто живое не может выдержать этой лавины огня и метала. Но советские воины не дрогнули. Они стояли насмерть. На юге Сталинграда с фашистами мужественно сражалась 64-я Армия под командованием генерала Шумилова.

Чтец : Из фронтового письма сержанта М. А. Рукина (сентябрь 1942 года):

«Мамочка, сообщаю вам, что я жив, но не совсем здоров. Я, мама, ранен в рукопашном бою в левую ногу пулей навылет, ранение легкое, скоро опять буду на фронте. Сейчас нахожусь в госпитале в г. Саратове.

…. Теперь, мамочка, могу вас заверить в том, что победа будет за нами, немцы - очень трусливые волки, мы их били своей пушкой крепко.

…. Мамочка, обо мне не беспокойтесь и не расстраиваетесь, все будет хорошо, кончится война, вернусь жив и здоров домой и заживем счастливой жизнью».

Учитель : 17 января 1943 года части и соединения 64 - й Армии погнали гитлеровцев к центру города. Родина высоко оценила действия 64-Армии в битве на Волге. Армии было присвоено почетное звание «7-я Гвардейская». Тысячи ее воинов награждены орденами и медалями, а командующий армией генерал-лейтенант Михаил Степанович Шумилов награжден орденом Суворова 1 степени.

Учитель: на главной площади города Волгограда - площади Павших борцов - похоронены в братской могиле советские воины, погибшие в боях за Сталинград. Через 20 лет после победы в Сталинградской битве на братской могиле вспыхнул вечный огонь. Символом бессмертия и славы он пылает теперь над могилой борцов за свободу. Охраняет покой и память павших борцов почетный караул.

Чтец:

Поклонимся великим тем годам

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонися и мертвым и живым.

Все чтецы:

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Учитель: Если бы память каждого погибшего солдата почтить минутой молчания, то население нашей страны замолчало бы на 30 лет. (Объявляется минута молчания)

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

Распределяет поручения;

Избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

Слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными . Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут).
  • Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра
  • – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

Определение проблемы, выбор ситуации;

Распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

Проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

Обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал.
  • Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект
  • – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

Изучение ситуации;

Сбор информации;

Планирование;

Формирование микрогрупп и назначение ответственных;

Практические действия;

Определение приоритетных результатов;

Групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

Учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

Мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

Никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр : “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”, Программа “Мир спасётся красотой”,

  • Программа “Я - гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие
  • Организация и проведение информационного классного часа.

    Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

    Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

    Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

    Основные формы во время информационного часа:

    Газетные сообщения;

    Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    Работа со словарём и справочной литературой;

    Работа с политической картой;

    Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

    Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

    Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

    Интеллектуальные марафоны;

    Дни творчества;

    Интеллектуальные. ринги и викторины;

    Заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

    Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    1. В. И. Даль и его толковый словарь.
    2. Я и мои способности.
    3. Мир энциклопедий.
    1. Мои сильные и слабые стороны.
    2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
    3. Мои “почему?” и ответы на них.
    1. Глубинные тайны человеческого познания.
    2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
    3. Как научиться управлять собой.
    1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
    2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
    1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
    2. Разговор с самим собой по душам.
    1. Как научиться властвовать собой?
    2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
    3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
    1. Пока я мыслю, я живу.
    2. Юмор в жизни человека.

    Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

    Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

    Похожие публикации