Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Различение звуков р-рь, л-ль. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков р - л" Дифференциация сонорных звуков

Игры на дифференциацию звуков Л, Ль, Р, Рь у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л, Ль, Р, Рь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л, Ль, Р, Рь в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л, Ль, Р, Рь. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Содержание
Игра с Петрушкой "Что из чего"
К детям приходит в гости Петрушка (кукла). Можно взять и любую другую игрушку. Педагог от лица игрушки говорит неправильные предложения, а ребенок должен исправить окончание предложения.
Деревянная матрешка сделана из металла. (из дерева)
Резиновая кукла сделана из пластмассы. (из резины)
Стеклянный елочный шарик сделан из фарфора. (из стекла)
Металлический конструктор сделан из дерева. (из металла)
Пластмассовый солдатик сделан из резины. (из пластмассы)
Фарфоровая куколка сделана из стекла. (из фарфора)

"Отгадай загадки"
Ребенку загадываются загадки. Если он правильно отгадает и красиво произнесет слово, то получает картинку-отгадку. После того как ребенок насобирает достаточное количество карточек ему предлагается разложить их на 4 кучки - Л, Ль, Р и Рь. Вот примерные загадки.
Прыгает ловко с ветки на ветку,
Припасет орешки своим деткам.
Догадались? Это... (белка).

Рога носить ему не лень,
Это же лесной... (олень).

Кто пятится всегда назад?
Ну, конечно, это... (рак)

Гриву, хвостик,
Шерстку гладко
Причешу своей... (лошадке)

Бам-бам! Бум-бам!
Застучал он тут и там!
Это громкий... (барабан)

Разноцветная забава,
Малыши ей очень рады.
Есть и стержень, и колечки,
И Сережа, и Маринка
Очень любят... (пирамидку)

Деревянная куклешка
Стоит в красненьком платочке.
Догадались вы? ... (матрешка)

Она на девочку похожа,
Платье есть и туфли тоже.
Может плакать: "У-а-а!"
Догадались? ... (кукла)

Как приятен он на вкус,
Спелый красненький... (арбуз)

Чтобы лечь нам сладко спать,
Нам нужна с тобой... (кровать)

Пальчиковая игра "Все мы знаем"
Мы читали, мы играли!
Хлопаем в ладоши.
Дружно все мы называли!
Называли мы цветы,
Загибаем пальчики, называя то, что знаем.
И деревья, и кусты,
И животных жарких стран -
Удивляли наших мам!
Знаем, кто живет в лесу,
В море и на берегу.
Знаем, кто живет повсюду,
Знаем мебель и посуду.
Фрукты, овощи мы знаем.
И одежду называем.
Мы читали, мы играли,
Дружно все мы изучали!

"Лыкалки, Рычалки, звуки-превращалки"
ЛА-РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА,
Руки в стороны развела.
Разводим руки в стороны.
ЛА-РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА,
У самолета два крыла.
РО-ЛО-РО, РО-ЛО-РО,
Моторчик движется легко.
РО-ЛО-РО, РО-ЛО-РО,
Полетаем высоко.
Разводим руки в стороны.
РО-РО-ЛО, ЛО-ЛО-РО,
"Лыкаем", "рычим" легко!

Интерактивное пособие для дифференциации звуков [л] - [р] в слогах, словах у детей дошкольников

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3-4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало - смотрела. Тарелка - приготовила. Вертолет - играл. Мармелад - попросил. Стрела - пролетела. Зрители - кресло. Грелка - лекарство. Маляр - спортзал. Леопард - перепрыгнул. Ныряли - соревновались. Лекарство - по­пробовала. Телевизор - переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про­гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро­вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила - краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла - это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно - большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку - Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил? Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил? Облака перемешал.

Из курчавых облаков Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов. В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел, Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом, К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом, Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином. Если крот раскроет рот.

(Автобус.) (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок, Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки По двору прошел,

Приготовили уроки. Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок Зернышки нашел.
Прилетело на урок? (Цыпленок.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала, По реке-простыне

С неба солнышко украла. Корабль плывет

(Ночь.) То вбок, то вперед.

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы - Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды. Вижу алые сережки.

(Ручка.) (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король - орел, орел - король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили - рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп - кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬ - Й на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков С - СЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3 .............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С - 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 - ЗЬ на слух......................................................................... 84

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков С - Ц на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С - Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III - Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 - Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬ - Щ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков Ч - Щ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков Р - РЬ на слух................................................................. 237

Ветер ([р], [л])
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.

Кротик ([р], [л])
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.

Бурундук ([р], [л])
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.

Гитары ([р], [л], [л"])
Поиграйте на гитарах
В одиночку или в парах,
И шестерка струн гитарных
Пропоёт вам благодарно.

Ротвейлер и лайка ([р], [л], [л"])
Чёрная спинка и рыжий живот,
Сторож-ротвейлер у дома живёт.
Лайка-красотка с ротвейлером дружит -
Голову бедному кружит и кружит.

Воробей ([р], [р"], [л])
Он не вор и не злодей -
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.

Йогурт ([р], [р"], [л], [л"])
Йогурт клубничный -
Сладкий, отличный -
Купит Иришка
Роме-братишке.

Слониха ([р], [р"], [л], [л"])
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.

Свиристели ([р], [р"], [л], [л"])
К нам на прошлой на неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели -
Все рябины облетели.

Сорокина брошка ([р], [р"], [л], [л"])
Старый ворон, чёрный Прошка,
Подарил сороке брошку.
Бриллиантом брошь сверкала,
A сорока стрекотала.

Карл и Клара ([р], [р"], [л], [л"])
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.

Фигуры ([р], [р"] [л], [л"])
Растянули круг, и стал
Он похожим на овал.
Треугольник загрустил:
«Кто б мне угол подарил?»
Улыбается квадрат:
Он всегда всему был рад.
«Это я, прямоугольник,
Ваш слуга и ваш поклонник!»
Кто его ещё не знает?
Это ромбик убегает.

Ласточка и стриж ([р], [р"], [л], [л"])
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж - не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.

Рита и дождь ([р], [Р"1, [л], [л"])
Барабанил мелкий дождь -
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь

Рыбак и морж ([р], [р"], [л], [л"])
Рыбак над прорубью продрог.
По льду пришёл он без дорог,
M топором он лёд рубил
M до воды его пробил.
Потом он леску размотал,
Приманку бросил, долго ждал,
Пока крючок заглотит ёрш,
Но вдруг на льдину вылез морж.
«Рыбак, рыбак, - промолвил морж, -
Не одолжишь ли мне свой нож?
А то моржонок в сеть попал -
Не может выбраться - беда!»
Отдал моржу свой нож рыбак,
морж нырнул с ножом в зубах,
Моржонка он освободил,
A в благодарность подарил
Он рыбаку сачок такой,
Что ловит рыбу сам собой.
С тех пор не видел рыбака
Никто без этого сачка.

Весна ([р], [р"], [л], [л"])
Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, оттаял, запел.
Ключик хрустальный полился
Всё веселей, веселей,
Не замолкая, струился
И превратился в ручей.
В облаке лучик умылся,
С лапок еловых скользнул,
Ярко в ручье отразился,
К дятлу в дупло заглянул.
Дятел стучал, не заметил,
Как наступила весна,
Как этот лучик был светел,
Как заблестела сосна.
Словно от белой метели
Дятел увидел следы -
Ландыша капли смотрелись
В лужицу талой воды.

Четыре рака ([р], [р"], [л], [л"])
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак -
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?

Три бобра ([р], [р"], [л], [л"])
Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трёх бобров.
Кто бобрам принёс бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр -
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.

Кот ([р], [р"Ь [л], [л"])
После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.
Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплёскивая свет,
Отражение дрожало.

Букашки в ромашках ([р], [л], [л"])
На крыше - ромашки.
В ромашках - букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.

Аквариум ([р], [р"], [л], [л"])
Вот в аквариуме рыбки -
Шаловливые улыбки.
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.

Корова ([р], [р"], [л], [л"])
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым - бок, а ноги - белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.

Поросёнок ([р], [р"], [л], [л"])
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох -
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»

Отара ([р], [р"], [л"])
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
Шерсть у них в колечки свита,
Сострижёшь - и свяжешь свитер

Карась ([р], [л], [л"])
Я под вербою в пруду
Карася всегда найду
И скажу ему: «Дружище,
Что ты в водорослях рыщешь?
Вылезай-ка на траву, -
Карася я позову, -
Или прыгай прямо в лодку -
Дам попробовать селёдку».

Чебурашкины мурашки ([р], [р"], [л], [л"])
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так -
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.

Декабрьское ([р"], [л"])
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними - снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори -
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!

Трамвай ([р], [р"], [л"])
Трамвай по рельсам дребезжит,
Земля под рельсами дрожит,
Дрожат дома, в домах - хрусталь,
Грохочет громко рельсов сталь!

Крот ([p], [л])
Подружился с крысой крот,
Проводил её в свой грот,
Накормил подругу он
Виноградом и зерном,
На прощанье дал ромашку,
Чмокнул в серую мордашку.
Попрощался, стало грустно,
Крот уныло грыз капусту.

Компания ([р], [р"], [л])
На работе у Раисы
Вырос кустик барбариса.
A вот брат её Борис
Видел в парке кипарис.
A подруга их Лариса
Посадила три ириса.

Как птицы кота проучили ([р], [р"], [л], [л"])
Кот крадётся вдоль забора.
Этот кот - большой обжора.
Переловит всех подряд:
Воробьёв и воронят,
Снегирей, грачей, синиц.
Он - гроза и крыс, и птиц.
Раз вороны сговорились -
Проучить врага решились.
Налетели с трёх сторон -
Нет отбоя от ворон.
Всё в крови: и шерсть, и нос.
Кот бежит, задравши хвост.
С той поры он стал иной -
Птиц обходит стороной!

Оркестр на пруду ([р], [р"], [л], [л"])
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает -
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза -
Изумрудные глаза.
Водомерка - первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки -
Три зелёные подружки.

Муравейник ([р], [р"], [л], [л"])
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их - сказочный дворец,
Каждый житель в нём боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядёт -
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Шаровары у Варвары ([р], [р"], [л], [л"])
Средний рыжий брат Егорка
С младшим Ромой ехал с горки.
А у старшей их сестры Шаровары так пестры,
Что рябит в глазах ребят,
И в сугроб они летят.
И зачем сестра Варвара
Ходит в пёстрых шароварах?

Про трёх червей ([р], [р"], [л], [л"])
Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал -
Двух румяных поджидал.
И отправились втроём
Через рощу в водоём.
Там в пруду бока отмыли -
Прямо к рыбам угодили.

Радуга ([р], [р"], [л], [л"])
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.

Горный орёл ([р], [р"], [л], [л"])
Я рассвет встречаю на вершинах горных,
Как и подобает гордому орлу.
Распахну я пару крыльев сине-чёрных
И упругий ветер грудью разорву.
Скоро, скоро солнце всё вокруг наполнит,
И потухнет пламя рыжего костра,
А на остром крае пропасти бездонной
Задрожит от страха юная трава.

Дракон ([р] в стечениях согласных)
Дракон подрался с выдрой,
Из шкуры шерсть ей выдрал.
Как грустно выдре драной:
Саднит у выдры рана.
Прогоним мы дракона,
Чьи нравы вне закона.
Драчун просил прощенья,
Принёс ведро варенья.
И выдра прослезилась,
С драконом помирилась.
Дракон-драчун прощённый
Играл с выдрёнком чёрным.

Чёрный кот и кошка Грета ([р], [р"], [л], [л"])
Чёрный-чёрный страшный кот
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза -
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди - огромный двор.
Там лежит в полоске света,
Жмуря глазки, кошка Грета.
Мышкам можно не дрожать,
Крысам - смело вылезать:
Этой ночью страшный кот
На охоту не пойдёт.
Будет песни петь он Грете -
Той, что краше всех на свете.


76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77


Дифференциация звуков Р - Л

Дифференциация звуков Р-Л в слогах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах.
Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лэ - рэ - рэ
ра - ла - ла
ро - ло - ро
ру - лу - ру
ры - лы - ры

2) Дифференциация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звки Р и Л.
ар - ал - ар
ор - ол - ол
ур - ул - ул
ил - ир - ир
эр - эл - эр

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позции. Повтори слоги, чётко проговаривая звуукки Р и Л.
ара - ала - ала
оро - оло о- оло
уру - улу - улу
илы - иры - иры
эрэ - элэ - эрэ

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звуки Р и Л.
лва - лва - рва
рна - лна - лна
лно - лро - лно
лва - рва - лва
вру - влу - влу
влы - вры - влы

Дифференциация звуков Р-Л в в словах

1) Дифференциация звуков Р и Л в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
раз - лаз
рай - лай
рак - лак
рама - лама
рампа - лампа
рань - лань
ров - лов
рожа - лоза
рожки - ложки
рожь - ложь
розы - лозы
ром - лом
рот - лот

2) Дифферециация звуков Р и Л в обратных слогах. Повтори слова. чётко проговаривая звуки Р и Л.
укор - укол
вар - вал
вор - вол
помор - помол
костёр - костёл
мор - мол
навар - навал
отвар - отвал

3) Дифференциация звуков Р и Л в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
баллон - барон
полоть - пороть
корона - колонна
колобок - коробок
булочка - курочка
пора - пола

4) Дифференциация звуков Р и Л в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звуки Р и Л.
барка - балка
бурка - булка
жарко - жалко
игра - игла
парка - палка
полка - порка
прут - плут

Дифференциация звуков Р-Л в словосочетаниях

Дифференциация звуков Р и Л в словосочетаниях.
Повтори словосочетания, чётко проговаривая звуки Р и Л.

Глубокая тарелка
горячая грелка
журавлиное крыло
концертный рояль
кривые зеркала
курлыканье журавля
лапа леопарда
рослый подросток
рулон поролона
скоростной вертолёт
шоколадный рулет
шустрая белка

Дифференциация звуков Р-Л в предложениях

Дифференциация звуков Р и Л в предложениях.

В воде ребята играли в поло.
В жаркий полдень приятно выпить прохладный лимонад.
В концертном зале висела нарядная люстра.
В мармеладе вкусная прослойка.
В трюме рыболовного судна богатый улов: крабы, кальмары и омары.
Кролики резвились и прыгали в траве.
лариса рассматривала картинки в журнале.
Леопард - красивое и сильное животное.
Маляр красил красной краской стены и белил мелом потолок.
На террасе прохладно.
Поезд "Красная стрела" курсирует между Москвой и Петербургом.
Продавец складывал на полку рулоны марли.
Реку вернули в прежнее русло.
Рыболов показал Родиону вечерний улов.
Туристы быстро добрались до лагеря.
У орла огромный размах крыльев.

Измени по образцу:
Образец:
я протирал(а) зеркало.
Ты протирала(а) зеркало.
Он протирал зеркало.
Она протирала зеркало.
Мы протирали зеркало.
Вы протирали зеркало.
Они протирали зеркало.

Я сорвал(а) ромашку.
Я говорил(а) с Ларисой.
Я сворачивал(а) рулон.

Распространение предложений.

Запомни и правильно повтори предложения.

Лариса играла.
Лариса играла на рояле.
Лариса играла на рояле баркаролу.
Лариса играла на концертном рояле баркаролу.

Шкипер управлял.
Шкипер управлял траулером.
Шкипер управлял рыболовецким траулером.
Говорливый шкипер управлял рыболовецким траулером.

Ворона не боится пугала.
На сыроежку забралась улитка.
Слонёнок радуется разноцветным шарам.
Рома гладит Рыжика.
Лодыри не делают уроки.
Мальчик ловит рыбу.
Парусник плывёт по замёрзшей луже.
Кенгуру играют на ксилофоне.

Дифференциация звуков Р-Л в скороговорках

Орёл на горе,
Перо на орле.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

За деревней, за посёлком,
Пела, пела перепёлка.
Перепел прилетел,
Перепёлку перепел.

На болоте,на лугу
стоит крынка на творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Пётр Первый
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать,
просил полтинник,
Получил подзатыльник.

Наловил Валерий
Полведра форели.
Угостил форелью
Дарью и Лукерью.

Стоит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберёт.
Где ворота, а где рот.

Протокол про протокол
Протоколом запротоколировали.

Лавировали лавировали корабли,
Да не вылавировали.

Лара и Валя играют на рояле.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
Воробьи – под кровлю, а сова – на ловлю.
Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Летели три вороны – чёрны, пёстроголовы.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Морская волна сильна и вольна.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Орёл укрыл крылом орлёнка.
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
Риту и Наталию отправили в Италию.
Как брёвна, по Нилу плывут крокодилы.

Дифференциация звуков Р-Л в стихотворениях

Федя, Филя и Федот
Охраняли огород.
И козлы благодарили
Их за это целый год.

*****
Мысль пришла к лосю не вся.
Мысль пришла к лосю частями.
Очень длинными путями
Ходят мысли до лося.
(Валерий Смульф)

*****
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.

*****
За стеклянными дверями
стоит Катя с пирогами...
"Катя, миленький дружок,
Сколько стоит пирожок?" -
"Три копейки с половиной" -
Отвечает Катерина.
"Что так дорого берёшь?" -
"посмотри, товар хорош".

*****
Лена кукле платье сшила -
Любит Лена Аллочку.
К волосам ее решила
Приколоть фиалочку.

*****
Комочек серых пёрышек.
Весёлый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится.
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
(А. Прокофьев)

Три хозяйки
Что за сёстры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает.
Ставит всё на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
(Е. Ильина)

*****
Белые и мелкие лепестки ромашки,
У ромашек белых жёлтенькие глазки.
Жёлтенькие глазки у ромашек белых,
Вижу на ромашках я бабочек несмелых.

Улетели, улетели...
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетели, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели.
Улетели и грачи!

Маляры

Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и весёлый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: "Ура!"

На огороде
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают,
Дружно грядки поливают.

*****
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(А.С. Пушкин)

Земляника
У пней, погляди - ка.
Растёт земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гладки.

*****
Тихо рысь на дерево взобралась
И сидит под ветками затаясь.
Чтоб в лесу улавливать каждый шаг
Кисточки антеннами на ушах.

*****
Плывёт под парусами
Эскадра кораблей.
И всеми кораблями
Командует Андрей.
Они в огромной ванне
Плывут как в океане.

Дифференциация звуков Р-Л в загадках

Вверху зелено,
Внизу красно,
А в землю вросло.
(свёкла)

Не вода, не суша -
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(болото)

Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(пила)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(крапива)

Едет воз без колёс,
Колеи не оставляет.
(лодка)

Чёрный, проворный,
Кричит "Крак",
Червячкам враг.
(грач)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Гриб)

Похожие публикации