Склонение артиклей по падежам. Падежи и артикли в немецком языке
Склонение - это изменение частей речи по падежам и числам. По падежам в немецком языке склоняются существительные, артикли, местоимения, прилагательные (если они стоят перед существительным).
Важно!
Освоить тему «Склонение » поможет знание падежей в немецком языке . В отличие от русского языка, в немецком существует только четыре падежа: Именительный (Nominativ), Родительный (Genetiv), Дательный (Dativ), Винительный (Akkusativ).
Nominativ |
Wer? (кто) Was? (что) |
Wessen? (чей) |
|
Wem? (кому) Wo? (где) Wann? (когда) Wie? (как) |
|
Akkusativ |
Wen? (кого) Was? (что) Wohin? (куда) |
Склонение прилагательных в немецком языке
Способ склонения прилагательных тесно связан с артиклем. От наличия или отсутствия артикля перед прилагательным, а также от его вида (определенный или неопределенный) зависит, по какому именно типу будет склоняться прилагательное - по сильному, слабому или смешанному.
- Склонение прилагательных
- Сильное склонение
- Слабое склонение
- Смешанное склонение
Род, число, падеж показываются в словосочетании только один раз (или сопроводительным словом - артикль, числительное, или прилагательным)!
Как видно из таблицы, при сильном склонение прилагательное получает родовое/падежное окончание определенного артикля. Исключение: Genetiv единственного числа мужского и среднего рода. В этой форме прилагательное получает окончание -en.
Слабое склонение прилагательных
В Nominativ ед. ч. (все рода) и Akkusativ ед.ч. (кроме м.р.) прилагательное получает окончание -e , во всех остальных падежах единственного и множественного числа - en .
Der gute |
Das gute |
Die gute |
Die guten |
|
Des guten |
Des guten |
Der guten |
Der guten |
|
Dem guten |
Dem guten |
Der guten |
Den guten |
|
Den guten |
Das gute |
Die gute |
Die guten |
|
Vater |
Kind |
Mutter |
Eltern |
Смешанное склонение прилагательных
Признаком смешанного склонения прилагательных может быть не только неопределенный артикль ein/eine , но и притяжательные местоимения (mein, dein и др.), а также отрицательное местоимение kein/ keine . Если по сопроводительному слову (артиклю, местоимению) можно определить род, число и падеж, прилагательное склоняется по слабому типу. Если число, род и падеж определить нельзя - по сильному.
Ein guter Vater
(хороший отец, Им.п.)
По артиклю ein (может быть как в м.р., так и в ср.р.) нельзя понять, к какому роду относится существительное Vater. Поэтому, родовое окончание -er получает в данном случае прилагательное guter. Сильное склонение.
Meinen guten Vater
(моего хорошего отца, В. п.)
По притяжательному местоимению meinen можно определить род, число и падеж существительного Vater. В данном случае прилагательное guten получает окончание -en и склоняется по слабому принципу.
Мы рассмотрели склонения прилагательных в немецком языке. Специфика склонения немецких существительных представлена в таблице:
Склонение существительных в немецком языке
Gen. / род.п. |
-s des Vaters |
-s des Kindes |
||
Dat./ дат.п. |
-n den Bücher n |
|||
Akk. / вин.п. |
||||
В родительном падеже мужского и среднего рода к существительному добавляется окончание -s , в дательном падеже множественного числа добавляется окончание -n . В остальных случаях существительное остается неизменным. Исключение составляют слабые существительные.
Склонение слабых существительных
Слабыми называют существительные мужского рода, получающие во множественном числе окончание - (e)n . Такое же окончание характерно и для всех падежей единственного числа, кроме именительного. К таким существительным относятся:
- Слова на -e (der Junge - мальчик);
- Слова с латинскими или греческими суффиксами, обозначающие род деятельности (der Student - студент);
- Некоторые неодушевленные существительные иностранного происхождения (der Automat - автомат);
- Несколько немецких слов, требующих запоминания (der Mensch - человек, der Nachbar - сосед и др.)
Sg. / ед.ч. |
Pl. / мн.ч. |
|
Nom. / Им.п. |
Der Student (студент) |
Die Studenten |
Gen. / Р.п. |
Des Studenten |
Der Studenten |
Dat. / Д.п. |
Dem Studenten |
Den Studenten |
Akk. / В.п. |
Den Studenten |
Die Studenten |
Падежи (пад.) в немецком языке, как и в русском, нужны для связи слов в предложении и выражения отношений между ними. Если сравнить оба языка, то окажется, что в немецком языке падежная система немного проще.
Во-первых, здесь существует только 4 пад.: Именительный (Nominativ ), Родительный (Genitiv ), Дательный (Dativ) и Винительный (Akkusativ ).
Во-вторых, существительные при склонении, как правило, не меняют окончаний (изменяются только артикли).
К именным частям речи (тем, которые склоняются по пад.) в немецком относятся существительные, прилагательные, местоимения и числительные.
Именительный пад. (Nominativ)
Отвечает на вопросы кто? (wer?) и что? (was).
Meine Mutter wohnt inHamburg. – Wer wohnt in Hamburg?
Моя мать живёт в Гамбурге. – Кто живёт в Гамбурге?
Der Topf steht auf dem Herd. – Was steht auf dem Herd?
Кастрюля стоит на плите. – Что стоит на плите?
Важно помнить, что Именительный пад. единственного числа – это начальная форма слова (у именных частей речи), то есть именно её мы находим в словарях. Существительные, местоимения в Именительном пад. выступают в предложении обычно в роли субъекта или части составного предиката.
Der junge Mann wartet auf seine Freundin.
Молодой человек ждёт свою подругу.
Niko ist mein bester Freund .
Нико – мой лучший друг.
Родительный пад. (Genitiv)
Употребляется в немецком довольно редко, сейчас существует тенденция замены его Дательным пад., особенно в устной речи, о чём подробно написал в своей книге Бастиан Сик (Bastian Sick. Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod). Однако он всё же используется в конструкциях существительное + существительное в качестве определения (Genitivattribut) со значением принадлежности. Существительные в Родительном падеже отвечают на вопрос чей? (wessen?):
Das ist das Auto meines Bruders. – Wessen Auto ist das?
Это машина моего брата. – Чья это машина?
Der Mann meiner Freundin fliegt heute nach Kanada. – Wessen Mann fliegt heute nach Kanada?
Муж моей подруги улетает сегодня в Канаду. – Чей муж улетает сегодня в Канаду?
Вместе с тем существует целый ряд предлогов, которые требуют после себя Родительный падеж. Вообще, немецкие предлоги лучше учить в связке с падежом. Итак, определения в Родительном пад. следуют за предлогами места: abseits (в стороне), außerhalb (за, вне), innerhalb (внутри, в), jenseits (по ту сторону), oberhalb (над, выше), unterhalb (под, ниже); времени: außerhalb (за, по истечении), binnen (в течение), während (во время), zeit (в течение, в продолжение); причины: aufgrund (по причине), wegen (из-за), infolge (вследствие), mangels (за неимением), kraft (в силу, на основании); уступительные: trotz (несмотря на), ungeachtet (несмотря, невзирая на); модальные: statt, anstatt, anstelle (вместо, взамен). С этими предлогами допускается использование Дательного падежа со множественным числом, однако в всё же предпочитается использование Родительного, если же речь идёт об официальных документах, то используется только Родительный.
Не стоит также забывать, что некоторые глаголы также требуют после себя Родительный пад., например, sich entsinnen (помнить, вспоминать), sich schämen (стыдиться) , bezichtigen (обвинять) и др.
Ich entsinne michunseres gemeinsamen Urlaubs sehr gern. – Я люблю вспоминать наш совместный отпуск.
Дательный пад. (Dativ)
В немецком языке описывает обычно лицо, принимающее участие в происходящем, как правило, это адресат действия. Отвечает на вопрос кому? (wem?).
Die Mutter hat der Tochter einen Rock gekauft. – Wem hat sie einen Rock gekauft?
Мать купила дочери юбку. – Кому мать купила юбку?
Также существует ряд предлогов, после которых всегда стоит Дательный падеж. Их удобно запоминать при помощи стишка:
Mit, nach, aus, zu von ,bei
Только Dativ подавай.
Правда, придётся ещё учить 4 предлога отдельно: ab (от, из, с) и seit (с, от), gegenüber (напротив) и entgegen (напротив, навстречу) они тоже всегда употребляются с этим падежом.
Некоторую трудность представляют предлоги, которые употребляются и с Дательным, и с Винительным пад.: in (в), auf (на), neben (рядом, возле), hinter (позади, сзади), über (над), unter (под), vor (перед), zwischen (между). Чтобы определить пад. существительного с таким предлогом, необходимо поставить вопрос: если конструкция отвечает на вопрос где? (wo?), то используется Дательный пад., если же можно поставить вопрос куда? (wohin?) – Винительный.
Ich mag auf dem Sofa liegen. – Wo mag ich liegen? – Dativ.
Я люблю лежать на диване. – Где я люблю лежать? – Дательный пад.
Leg meine Sachen aufs Sofa. –Wohin legst du meine Sachen? – Akkusativ.
Положи мои вещи на диван? – Куда положи? – Винительный.
В немецком языке существует также целый ряд глаголов, которые употребляются только с Дательным пад.: gehören (принадлежать), gehorchen (слушаться, повиноваться), passieren (случаться), verzeihen (прощать), gratulieren (поздравлять), zustimmen (соглашаться) и мн. др. Поэтому при изучении новых глаголов обращайте внимание, с каким пад. они употребляются.
Винительный пад. (Akkusativ)
Описывает обычно какой-то объект, который может быть лицом или предметом. Отвечает на вопросы кого? (wen?), что? (was?) и куда? (wohin?).
Er besucht heute seine Eltern. – Wen besucht er heute?
Он сегодня навещает своих родителей.
Das Mädchen liest die Zeitschrift. – Was liest das Mädchen?
Девочка читает журнал. – Что читает девочка?
Существует ряд предлогов (см. выше), с которыми может употреблять Винительный падеж. В таких случаях он означает направление движения и отвечает на вопрос куда?
Wir gehen heute ins Museum. – Wohin gehen wir heute?
Мы идём сегодня в музей. – Куда мы идём?
Существуют и специфические предлоги, которые всегда требуют Винительный пад.: bis (до), durch (через), für (для), gegen (против, около, к), ohne (без), um (вокруг, около).
Что касается глаголов, которые используются с прямым объектом (т.е. без предлога), то их очень много, в словарях они отмечены как переходные (transitive Verben), например, lieben (любить), fragen (спрашивать), lesen (читать), küssen (целовать), stören (мешать), umarmen (обнимать) и т.д.
Конечно, все пад. в немецком языке невозможно выучить или хотя бы подробно рассмотреть „за один присест“, но надеемся, что наша статья помогла вам разобраться с азами их употребления.
В немецком, как и во многих других языках есть падежи (Kasus). В них есть схожесть и соответствие с падежами в русском языке. Поэтому нам довольно легко выучить их.
Ещё одна отличная новость: в немецком всего четыре падежа, что не может не радовать
Именительный - Nominativ (Номинатив). - Отвечает на вопросы кто? что? ( wer? was? )
Например: Der Junge geht in die Schule - Мальчик идёт в школу. Кто? - Мальчик . "Мальчик" здесь в именительном падеже. Обычно подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
На нашем сайте есть возможность произн ести любой немецкий текст . Для этого просто выделите немецкий текст или слово в любом месте нашего сайта и нажмите справа снизу кнопку "Play" (белый треугольник в черном кружочке). После этого вы услышите текст, произнесенный по-немецки.
Источник: http://сайт/poleznoe/razgovornik
Винительный - Akkusativ (Аккузатив). Отвечает на вопросы кого? что? куда? ( wen? was? wohin? )
Ich sehe den Vater - Я вижу отца. Кого? - Отца . "Отец" стоит в винительном падеже, именно поэтому артикль DEN . Ведь DER (der Vater) превращается в Akkusativ в DEN .
Er geht in die Schule - Он идёт в школу. Куда? - В школу . Поэтому школа стоит в винительном падеже. DIE (die Schule) остаётся в Akkusativ DIE . Поэтому in die Schule .
Некоторые предлоги всегда употребляются с Akkusativ. Например, предлог für: Ich kaufe das Buch für den Vater - Я покупаю книгу для отца (отцу).
Если вы встречаете такой предлог, не тратьте времени, вопрос задавать не нужно. Просто заучите все эти предлоги и всегда употребляйте их с Akkusativ.
Дательный - Dativ (Датив). Отвечает на вопросы - кому? чему? откуда? где? ( wem? woher? wo? )
Ich gebe dem Vater das Buch - Я даю отцу книгу. Кому? - Отцу . "Отец" в дательном падеже. Поэтому артикль DER (der Vater) поменялся на DEM . Кстати, das Buch в этом предложении стоит в Akkusativ, так как мы задаём вопрос что? - книгу .
Er ist in der Schule - Он в школе. Где? - В школе . Поэтому школа стоит в дательном падеже. DIE (die Schule) превращается в Dativ в DER . Поэтому in der Schule.
Также очень важно запомнить, что некоторые предлоги всегда
употребляются с Dativ. Например, предлог mit:
Ich fahre mit dem Auto . - Я еду на машине.
Ich gehe mit der Freundin ins Kino . - Я иду с подругой в кино.
Все предлоги, употребляющиеся с Dativ - Когда вы видите такие предлоги, чтобы определить падеж, вопрос задавать не нужно. Эти предлоги всегда употребляются с Dativ.
Родительный - Genitiv (Генитив) Отвечает на вопрос - чей? (wessen? )
Das ist das Buch des Vaters - Это книга отца. Чья? - Отца . Поэтому - Genitiv. DER становится в Genitiv DES + к слову добавляется окончание -s . Не забывайте об этом.
Также принадлежность можно заменить предлогом von + Dativ : Das ist das Buch von dem Vater - Это книга отца. Смысл тот же самый, только конструкция другая. В настоящее время Dativ усиленно вытесняет Genitiv из немецкого языка, Genitiv можно теперь услышать только в академической речи или же найти его в книгах. Поэтому этот падеж нужно учить в последнюю очередь.
Очень важно в первую очередь выучить и Dativ . Вот полезная маленькая табличка, которая должна надёжно засесть в вашей голове:
Несколько полезных примеров:
Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее п равило: Dativ обозначает пассивное состояние предмета или лица (кому? чему? откуда? где ?) , а обозначает активное состояние предмета или лица (кого? что? куда ?) .
Таблица склонения немецких существительных со всеми падежами
Таблицы склонения для каждого падежа
Упражнения
1. Просклоняйте во всех падежах следующие существительные: der Lehrer, die Frau, das Mädchen, der Tisch, die Tasse, das Messer
2. Выполните упражнения , просклоняв существительные. Проверьте себя по приложеным ответам.
3. Подставьте в предложения слова в верных падежах.
В немецком языке, подобно русскому, все имена существительные, местоимения, прилагательные и артикли изменяются по падежам.
И русский язык, относящийся к славянской языковой группе, и немецкий, входящий в состав романо-германской языковой группы, имеют одного прародителя - индоевропейский язык. По причине исторического родства и в русской, и в немецкой речи выделяются общие грамматические категории. Падежи в немецком языке имеют определенное сходство с падежными формами в русском, однако не тождественны им.
Одно из основных отличий - число падежных форм. Если в русском языке их выделяют шесть, то в немецком вы насчитаете всего четыре (отсутствуют как таковые предложный и творительный падежи).
Падежи в немецком языке отвечают на сходные вопросы с русским. Выучив вопросы падежей в немецком языке, вы с легкостью освоите склонение всех частей речи.
Рассмотрим более подробно каждую из грамматических форм.
Nominativ
Соответствует русскому именительному падежу и отвечает на вопросы: wer? was? (кто? что?)
Erster Fall применяют в том случае, когда говорят о лице, предмете или явлении. Существительное в данном случае выступает в роли предикатива. Именительный падеж является назывной формой и указывает на предмет, находящийся в состоянии покоя, когда над ним не совершается никаких действий.
Например:
Der Tisch ist rund.
Die Hefte liegen neben dem Wörterbuch.
Существительные в приведенных примерах выполняют роль подлежащего. Соответственно, der Tisch и die Hefte находятся в именительном падеже.
Genitiv
Zweiter Fall сходен с родительным падежом в русском языке. Отвечает на вопрос: wessen? (чей? чье? кого? чего?)
Родительный падеж обозначает принадлежность к чему-либо. Существительные в этой грамматической форме выступают в качестве определения:
Die Familie meiner Schwester ist nich groß.
Или дополнения:
Die Angst vor der Zukunft ließ ihm keine Ruhe.
Dativ
Dritter Fall близок дательному падежу в русском языке. Отвечает на вопрос: wem? (кому? чему?)
В связи с тем, что падежи в немецком языке не полностью тождественны грамматическим формам в русском, дательный падеж также отвечает на дополнительные вопросы: wo? (где?) wann? (когда?)
Дательный падеж указывает на предмет, лицо или явление, на которое направлено действие и выступает в предложении в качестве дополнения.
Ich verspreche es dem Vater, daß ich schweigen werde.
Sie half der Mutter in der Küche die Gläser auszuwaschen.
Akkusativ
Vierter Fall тождественен винительному падежу в русском языке. Отвечает на вопросы: wen? was? (кого? что?)
Винительный падеж обозначает предмет, лицо или явление, являющееся непосредственным объектом действия. Выступает в предложении в роли дополнения.
Mein Freund hat einen Hund.
Übersetzen Sie bitte den Text ohne Wörterbuch!
Изменение имен существительных по падежам
Основным критерием, указывающим на число и падеж существительного, служит артикль или местоимение, его заменяющее. Окончание, определяющее принадлежность к какому-либо определенному падежу, у немецких существительных зачастую отсутствует.
В немецком языке выделяют три базовых типа склонения, в соответствии с которыми существительные и изменяются по падежам. Тип склонения определяет наличие или отсутствие окончания в некоторых падежных формах.
Сильное (мужское) склонение - die starke Deklination;
Слабое (schwache) склонение;
Женское (weibliche) склонение.
Отдельным типом склонения выделяют смешанное склонение.
Во множественном числе все существительные склоняются по одной схеме.
Изменение артиклей не зависит от типа склонения, к которому относится существительное. Оно связано только с категорией рода, то есть при заучивании следует обращать внимание, к какому роду относится данное существительное. Тип склонения определяет только наличие или отсутствие окончания в конкретной падежной форме.
Неопределенные артикли склоняются по той же схеме, что и определенные. Во множественном числе неопределенные артикли не употребляются.
Таблица падежей немецкого языка поможет выучить эту категорию в немецком языке, их вопросы, а также склонение артиклей.
Падежный вопрос | ||||
die starke Deklination | der Mann ein Mann | |||
die weibliche Deklination | die Wissenschaft | der Wissenschaft | der Wissenschaft | die Wissenschaft |
die schwache Deklination | der Diplomat | des Diplomaten | dem Diplomaten | das Diplomaten |
Надеемся, что данная статья поможет вам понять и выучить падежи в немецком языке.
Артикли в немецком языке имеют важные грамматические функции. Они выражают род, число, падеж и категорию определенности и неопределенности существительного перед которым они стоят.
Виды артиклей
Немецкий язык артикли делит по трем родам : в единственном числе der или ein – для мужского рода, das или ein – для среднего, die или eine – для женского и для множественного числа – артикль die .
Артикли der , das , die – определенные и ein , eine – неопределенные . Категория определенности говорит о том, что предмет, о котором ведется речь, выделен из множества себе подобных и известен собеседникам, т.е. контекстуален либо уникален.
Неопределенный артикль в немецком языке несет информацию новизны о предмете в данном контексте, знакомит собеседников с новым появившемся предметом в поле общения и заменяется в повторном употреблении определенным артиклем. Например:
Ich sehe da ein Mädchen. Das Mädchen weint.
Я вижу там (какую-то) девочку. Она плачет.
Легко увидеть какие оттенки информации передают оба артикля: в первом случае, девочка только появилась в нашем контексте, мы с ней еще не знакомы, она для нас одна из многих, какая-то девочка иными словами. Во втором предложении уже употребляем определенный артикль в немецком языке , т.к. продолжаем говорить о той девочке, конкретной девочке, которая стоит там, поэтому в переводе можем спокойно заменить слово «das Mädchen» просто на слово «она», поскольку понятно уже о ком идет речь.
Таблица артиклей немецкого языка
Очень важно понять логику, когда предмет еще не определен и когда он уже становится определенным, т.е. знакомым, в каждой конкретной ситуации, иначе могут возникнуть даже недоразумения в общении с немцами. Нельзя употреблять только определенные или неопределенные артикли, и те и другие несут свои грамматические и смысловые функции и нагрузки в системе языка. Поэтому для наглядности – ниже таблица артиклей немецкого языка для начала в именительном падеже (кто? что?).
Склонение артиклей в немецком языке по падежам
Именительный падеж мы употребляем тогда, когда отвечаем на вопрос «кто?», «что?», т.е. называем предмет, иными словами оно само производит действие, являясь субъектом. Если же действие направленно на предмет, и он выступает объектом данного действия, то существительное начинает меняться по падежам. Склонение артиклей в немецком языке немыслимо без участия артикля в отличие от русского, где меняется сама форма слова за счет окончания либо других способов словообразования. Поэтому как «Отче наш» нужно знать следующие таблицы склонения артиклей:
Склонение определенного артикля
Casus
Падеж |
Maskulinum
Мужской род |
Neutrum
Средний род |
Femininum
Женский род |
Plural
Множественное число |
Nominativ
Wer? Was? Кто? Что? |
der | das | die | die |
Genitiv
Wessen? Чей? |
des | des | der | der |
Dativ
Wem? Wo? Кому? Где? |
dem | dem | der | den |
Akkusativ
Wen? Was? Wohin? Кого? Что? Куда? |
den | das | die | die |
Склонение неопределенного артикля
Casus
Падеж |
Maskulinum
Мужской род |
Neutrum
Средний род |
Femininum
Женский род |
*
Plural
Множественное число |
Nominativ
Wer? Was? Кто? Что? |
ein | ein | eine | keine |
Genitiv
Wessen? Чей? |
eines | eines | einer | keiner |
Dativ
Wem? Wo? Кому? Где? |
einem | einem | einer | keinen |
Akkusativ
Wen? Was? Wohin? Кого? Что? Куда? |
einen | ein | eine | keine |
* Поскольку неопределенный артикль ein произошел от числительного eins = один, то во множественном числе ein неуместен, но по похожей схеме склоняется отрицание kein = никакой, для множественного числа – keine = никакие.
У Вас есть сложности с изучение языка? Преподаватели нашей студии используют классические и новейшие методики преподавания, воспользуйтесь нашим предложением: изучение немецкого в группах, репетитор немецкого языка и деловой немецкий.