Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Старинные захоронения татаро монгольских войск. Ярославское побоище

Нашествие Батыя. Традиционная версия

В 1234 году «монгольские» армии завершили покорение Северного Китая. В 1235 году на берегах Онона был собран съезда знати, на нём было решено устроить Великий западный поход, дойти «до последнего моря». На востоке границы империи омывались Тихим океаном. Предстояло достичь такой же границы на западе. Военным предводителем похода был назначен внук Чингисхана – Бату. С ним было отправлено несколько ханов, имевших свои собственные военные корпуса.

Вопрос с численностью армии стоит до настоящего времени – различные исследователи называют цифры от 30 до 500 тыс. воинов. Видимо, правы те, кто считает, что в армии было собственно «монголо-татарское» ядро в 30-50 тыс. воинов, а также значительное число менее боеспособных ополченцев из вассальных, подвластных племен «улуса Джучи». Значительную их часть составляли представители тюркских племен, туркменов, каракалпаков, кипчаков, были также таджики, воины сибирских народностей. Было и значительное число разбойников, авантюристов, волонтёров» всех мастей, что стекаются к удачливым завоевателям. Среди них были даже рыцари-тамплиеры (что является весьма интересной линией).

В 1236 году лавина опрокинула барьер из башкиров и манси, которые уже 13 лет вели пограничную войну с вражескими отрядами. Часть их разбитых отрядов также была включена в войско Батыя. Затем волна докатилась да Волжской Болгарии. Болгары-булгары разбили корпус Джэбэ и Субэдэя, после битвы на реке Калка. Теперь этот «долг» был оплачен с процентами. У болгар было много богатых торговых городов и городков, который оказали упорное сопротивление, но один за другим были разрушены. Была захвачена и столица государства – Великий Болгар (Биляр). Уцелевшие болгары бежали в леса, появились и в Нижнем Новгороде, Ростове и Владимире.

Великий князь владимирский Юрий II знал, что у «монголов» были весомые причины для вражды с болгарами. А с Владимирской Русью они не сталкивались, никаких видимых поводов для вражды не было. Заступаться за чужую, да ещё и часто враждебную страну, смысла не было. Мстислав Удалов уже заступался за половецких друзей, кончилось это весьма плохо. Понятно, что погром соседнего государства был тревожным сигналом. Но Русь давно имела дело со «степью». Обычно все обходилось набегами на пограничные области, а затем устанавливались более или менее стабильные отношения, включающие в себя торговлю, династические браки, побратимство князей со степными вождями.

Империя Чингисхана на момент его смерти.

Первоначально казалось, что так оно и будет. Разгромив Волжскую Болгарию, армия Батыя отошла южнее, её часть схватилась с половцами. Надо сказать, что упорная война с половцами будет продолжаться несколько лет, до их полного поражения. Затем часть половцев уйдёт в Европу, в Закавказье и Малую Азию. Большая же часть половцев будет подчинена и составит основной массив населения Золотой Орды. От болгар, купцов, попавшихся русских Батый собрал информацию о русских княжествах, городах, дорогах. Лучшим временем для удара сочли зиму, когда можно будет по примеру русских, передвигаться по руслам замерзших рек.

Разорение Рязанской земли

У русских князей к этому моменту с разведкой обстояло весьма худо. Давно ушли в прошлое времена, когда в степи стояли «заставы богатырские». Так, в Рязани узнали о приближении вражеской армии от самих «татарских» послов – двоих ханских чиновников и некой «жены-чародейки». Послы спокойно сообщили требования Батыя – выразить свою покорность хану, и начать платить «десятину», которая включала не только десятую часть богатства, скота, лошадей, но и людей – воинов, рабов. Рязанские князья естественно отказались: «Когда нас никого не будет в живых, тогда всё ваше будет». Гордо, но вряд ли разумно. Если бы разведка была поставлена хорошо, князья уже должны были знать о судьбе соседей. Десятина, которую привычно платили церкви, или разорение всей земли, разрушение городов и тысячи погибших и угнанных для продажи в рабство, собственная гибель. Что лучше?

Сил противостоять армии Батыя у рязанских владык не было. «Татарских» послов не тронули, пропустили дальше, во Владимир. Рязанцы стали искать помощи. Рязанский князь Ингварь Ингваревич вместе с боярином Евпатием Коловратом поехал за помощью в Чернигов. Князь коломенский Роман Ингваревич поехал просить войска во Владимир. Однако владимирский князь в это время просто не мог выделить существенные силы на помощь Рязани – его отборные полки ушли с Ярославом в 1236 году на Днепр и воевали с черниговцами за Галич. В то же время Юрий, видимо, считал, что выгоднее отсидеться за стенами городов и крепостей. Противник разорит окрестности, может, возьмёт один-два городка, поосаждает мощные русские города и отхлынет в степь.

Великий рязанский князь Юрий Игоревич стал формировать рать. Рязанцы имели большой опыт борьбы с половцами, и считали, что «татары» такие степняки. Поэтому решили вывести дружины навстречу врагу и дать бой. Степняки обычно не выдерживали удары прекрасно вооружённых и обученных дружин. Выступили с дружинами Юрий Рязанский, его сын Фёдор Юрьевич, Олег Ингваревич Красный, Роман Ингваревич, полки муромских князей. Юрий попытался снова вступить в переговоры с противником и отправил посольство с сыном Фёдором. Однако Батый рассудил, что время для разговоров кончилось. Фёдора убили. На пограничной реке Воронеж состоялась яростная битва. Одни княжеские дружины рубились до последнего, другие, видя, что более многочисленное, войско врага их окружает, попытались отступить. Олег Ингваревич попал в плен и был отпущен только в 1252 году. Муромские князья Юрий Давыдович и Олег Юрьевич погибли. После этой битвы «татары» довольно легко захватили города Рязанской земли, оставшиеся без защитников – Пронск, Белгород, Ижеславец, Воронеж, Дедославль.

Юрий Рязанский с остатками дружины смог пробиться и прискакал в свой город, организовав оборону. Роман Ингваревич отвёл своих воинов на север на соединение с владимирским войском. Однако стены даже мощных крепостей, не были препятствием для «монголо-татар». Пленные и вспомогательные войска вели инженерные работы, возводя частокол для пресечения вылазок, засыпая ров, готовя осадные машины, стенобитные орудия. В армии был контингент инженеров для осадных работ. Первоначально на приступ шли вспомогательные войска, которые было не жалко, булгары, башкиры, туркмены и пр. Их гибель не считалась большой потерей. Большая численность армии, позволяла устраивать один приступ за другим, а ряды защитников постоянно таили, и им не было замены. На шестой день осады, 21 декабря 1237 года Рязань пала. Князь Юрий пал в бою. От Рязани армия Батыя по льду Оки двинулась к Коломне.

Тем временем в Чернигове рязанскому князю Ингварю также не дали помощи – черниговцы в это время воевали с полками Ярослава Всеволодовича за Киев и Галич. Князь выехал обратно. Впереди был боярин Евпатий Коловрат. Картина полностью разрушенной и опустошённой Рязани разъярила его, и он с небольшой дружиной рязанцев и добровольцев-черниговцев бросился догонять вражескую армию. По пути его отряд пополнился местными жителями. Евпатий настигнул противника в Суздальской земле и внезапным ударом уничтожил ряд тыловых отрядов: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Удивленный неожиданным ударом Батый послал против Евпатия Неистового отборный отряд во главе с богатырем Хостоврулом. Однако и этот отряд был уничтожен, а Хостоврул был сражен рукой Евпатия Коловрата. Русские воины продолжали свои удары и рязанский витязь «многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Согласно преданию, посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!». Батый был вынужден отправить основные силы облавной дугой, и только тогда русская дружина была окружена. Русские богатыри дрались настолько яростно, истребляя лучшие сотни Батыя, что согласно легенде, «татарам» пришлось применить камнемёты. Батый ценил сильных противников и уважая отчаянную смелость и воинское умение Евпатия Коловрата, оставил в живых последних защитников тела богатыря и разрешил им похоронить его.

Битва у Коломны. Разорение Владимирской земли

В это время Юрий II смог собрать кое-какие силы и поставив во главе них своего сына Всеволода с воеводой Еремеем Глебовичем, отправил на помощь рязанцам. Однако они опоздали, возле Коломны их встретила только дружина князя Романа Ингваревича. Оба князя были молодыми и храбрыми, в русских традициях была атака, а не оборона за стенами города. Поэтому князья Всеволод, Роман с воеводой Еремеем Глебовичем вывели войска в пойму Москвы-реки на речной лёд и 1 января 1238 года ударили по вражескому авангарду.

Русские тяжёлые дружины прорвали фронт противника, в бою пало немало знатных «татар», включая младшего сына Чингисхана Кюлькана. Сражение было упорным и длилось три дня. Батый подтянул основные силы, русские полки были вынуждены отойти к стенам города и в саму крепость. Князь Роман и воевода Еремей сложили свои головы в битве. Всеволод с малой дружиной смог прорваться из окружения и отступил во Владимир.

За Коломной наступила очередь Москвы, её защищал младший сын владимирского князя Юрия Владимир и воевода Филипп Нянка. 20 января 1238 года после 5-дневной осады, крепость пала. По Яузе и Клязьме войско Батыя двинулось к столице великого княжества. Великий князь Юрий II оказался в сложном положении. Все наличные силы он послал со Всеволодом к рязанцам, для сбора нового ополчения нужно было время, которого не было. Гонцы к новгородцам, и в Киев к брату Ярославу, были отправлены. Но Новгород и Киев далеко, а неприятельские полки двигались стремительно. В результате он оставил сыновей Всеволода и Мстислава защищать стольный град, а сам отправился на Верхнюю Волгу собирать полки. В целом план был неглупым. Такой маневр мог принести успех, если бы Владимир выдержал долговременную осаду. В это время великий князь мог собрать в кулак дружинников, ополченцев из городов и погостов, получить подкрепления. Возникла бы серьёзная угроза тылам армии Батыя, чтобы вынуждало его снять осаду. Однако для этого надо было, чтобы Владимир держался.

2 февраля у Владимира появились «татарские» отряды, показали горожанам пленённого в Москве княжича Владимира. На штурм сразу не пошли, обнесли город тыном. В городе царили разброд и отчаяние. Всеволод и Мстислав, то хотели выйти за стены и погибнуть «с честью», особенно они рвались в бой, когда на глазах у матери и братьев был убит Владимир Юрьевич, то просили епископа Митрофана, чтобы их с женами и боярами постригли в схиму. Воевода Пётр Ослядюкович их отговаривал от вылазки, предлагал обороняться со стен. В целом единой твердой руки, которая бы смогла сорганизовать множество людей, набившихся в город, не оказалось. Кто-то шел на стены, готовясь биться до последнего, другие лишь молились и ждали конца.

«Монгольское» командование, поняв, что здесь жестокой битвы, как у стен Коломны ждать не стоит, успокоилось. Батый даже отправил часть армии брать Суздаль, чтобы пополнить запасы. Суздаль пал быстро, оттуда пригнали большой полон. Владимир брали по такому же распорядку, что и Рязань. Сначала построили вокруг города тын, затем собрали осадные машины, на шестой день начался общий штурм. Всеволод и Мстислав с личными дружинами попытались прорваться, но кольцо было плотным, все погибли (по другим, данным, пытались вести переговоры и были убиты в ставке Батыя). 7 февраля «татары» ворвались в город и зажгли его. Владимир пал, вся семья великого князя погибла. По другому источнику, противник прорвался только через первую линию обороны, в самом городе бои шли до 10 февраля.

После падения Владимира Батый утвердился в мысли, что сопротивление сломлено. Армия была разделена, так было легче прокормить воинов и коней. Один корпус пошёл по Волге на Городец, Галич, второй выступил на Переяславль, третий на Ростов. Всего в феврале было занято 14 городов. Практически все они были взяты без боя. Народ разбегался по лесам. Сопротивление оказал только Переяславль-Залесский. Кроме того, две недели дрались жители Торжка, его жители до последнего ждали помощи из Великого Новгорода. Горожане отбивали приступы, делали вылазки. Но новгородцы, которые ещё недавно объявляли за Торжок войны владимирскому князю, теперь повели себя иначе. Собрали вече. Обсудили ситуацию, поспорили и решили – воинов не посылать, готовить к обороне сам Новгород. К тому же, ещё вопрос, дойдёт ли противник до Великого Новгорода. 5 марта 1238 года героический Торжок пал.

За день до его падения, 4 марта в битве на реке Сить были уничтожены войска Юрия Всеволодовича. Он устроил лагерь в приволжских лесах на р. Сить (северо-запад Ярославской области). На его призыв пришёл брат Святослав Всеволодович из Юрьева-Польского, ярославский князь Всеволод Константинович, племянники Василько и Владимир Константиновичи, владыки Ростова и Углича. Корпус Бурундая смог внезапным ударом разгромить русское войско. Юрий Всеволодович и Всеволод Константинович пали в бою, Василько был взят в плен и казнён. Святослав и Владимир смогли уйти.

Надо отметить весьма интересный факт. Действия Батыя явно противоречат мифу о «татаро-монгольском» нашествии. Нам со школьной скамьи внушали, любят об этом сочными красками показать и художественных произведения, вроде популярных работ В. Яна, что жестокие «монголы» огнём и мечом прошлись по Руси, всё уничтожая на своём пути. Всех русских, которых не убили, естественно обращали в рабство, а затем продали. Все русские города разрушили и сожгли. Этакие эсэсовцы и зондеркоманды образца 13 столетия. Однако если внимательнее присмотреться к нашествию. То можно обратить внимание на то, что многие города уцелели. В частности, богатые и многолюдные Ростов, Ярославль, Углич и другие города вступили в переговоры с «монголами». В переговоры с теми, кто якобы всё уничтожал на своём пути! Выплатили требуемую дань, дали продовольствие, фураж, лошадей, людей в обозы, и уцелели. Весьма интересная ситуация бы вышла, если бы рязанские князья и Юрий Всеволодович вели себя менее гордо.

Ещё один факт о тотальном «терроре» со стороны «татаро-монгольских войск» - во время движения назад (армия Батыя повернула назад, не дойдя до Новгорода 100 верст), воины хана наткнулись на «злой город» - Козельск. Батый во время осады Козельска запретил разорять окрестные селения, наоборот был к простому народу милостив, получая провиант и фураж. Кстати, осада Козельска, да и Торжка также являются весьма интересными фактами, которые нарушают «стройную» картину всемогущих, всё сметающих на своём пути «монгольских» полчищ. Столицы великих княжеств – Рязань и Владимир взяли за несколько дней, а маленькие городки, фактически села имеющие оборонительные укрепления, дрались неделями.

Весьма занимательно и поведение остальных князей в это грозное время. Казалось, что в такое время – вторжение неведомых «татар», всё сметающих на своём пути, они должны забыть былые свары, объединить силы, активно готовиться к битве с захватчиками. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой?» Да нет же! Все вели себя так, как будто события в Северо-Восточной Руси их не касаются. Реакция была такая, как на обычные княжеские усобицы, а не вторжение неведомого врага.

Мало того, что не было никакой реакции на вторжение армии Батыя. Русские князья в это время продолжали увлечённо сражаться с друг другом! Выходит «татарское» нашествие не было для них событием, выходящим за рамки традиционной для региона политики?! Михаил Черниговский по-прежнему прочно сидел в Галиче. Чтобы выдержать натиск Ярослава, он заключил союз с венгерским королем Белой IV. Помолвил сына Ростислава с дочерью венгерского монарха. Даниил, который собственно и втравил Юрия II и Ярослава в войну с черниговским князем, оказался союзником легкомысленным и ненадёжным. Когда он понял, что владимирские полки не напугали черниговского князя Михаила и не вынудили его уступить Галич, Даниил вступил переговоры с противником. Волынский князь согласился на сепаратный мир, получив за это Перемышль. Теперь Михаил Черниговский мог сосредоточить все силы для того, чтобы отбить Киев и Чернигов. В Галиче он оставил Ростислава.

Ярослав Всеволодович готовился встретить войска черниговского владыки. Однако тут пришли тяжёлые и путаные известия, что «татары» крушат города Владимирской Руси. Сообщения были грозными и неясными, способные ошеломить кого угодно. Могучая и многолюдная Владимирская Русь рухнула буквально за месяц. Ярослав созвал полки и двинулся на родину. Михаил Черниговский торжествуя занял Киев. Принял титул великого князя киевского. Чернигов он передал двоюродному брату Мстиславу Глебовичу. Его сын Ростислав тут же наплевал на договор с Даниилом и захватил у него Перемышль. Но ссора с Даниилом была весьма опрометчивым шагом. Когда Ростислав пошёл походом на литовские племена, Даниил внезапно появился у Галича. Простой народ, несмотря на сопротивление бояр, тут же признал его своим князем и открыл ворота. Знати ничего не оставалось, как идти к князю на поклон. Он на радостях снова простил изменников. Ростислав же помчался просить помощи в Венгрии.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Илл. 1.
Чтобы разобраться в событиях прошлого нашей страны, понять, было ли "призвание варягов", завоевание Руси ордами с Востока, "предопределившее экономическую отсталость России", следует обращаться к источникам - грамотам, летописям, указам, дипломатической переписке, изобразительным источникам. Так, то, что представляло собой, например, татаро-монгольское иго (ТМИ) видно из грамот - юридических документов, составленных третьей стороной, закрепленных свидетелями, по которым правящее сословие строило жизнь государства.

В Договорной грамоте В. К. Дмитрия Ивановича с К. Владимиром Андреечем, 1362 г., № 7, читаем:
1. "А что наши Ординцы и Деени, а тем знать своя служба, как это было при нашех отцех" [Древняя российская вивлиофика. Т. 1 / Ред. Н. Новиков. Изд. 2. - М. Типографическая компания, 1788. - С. 75-76].
Правовой статус ордынцев понятен: они - наёмные военнослужащие, притом, со стародавних времён, как было "при отцех", т. е. было всегда. Не было никакого завоевания Руси с 2-мя миллионами населения 2-мя туменами конницы ("тумен" - от "тьма"). "При отцех" - при далёких предках, ведь написано не "при отце". Князей воспитывали, опираясь на авторитет Священного Писания. Согласно Писанию, Христос - это "Сын Давидов", т. е. потомок царя Давида. Следовательно, "отцы" - это предки, пращуры.
Не было никакого разорения множества городов Руси "погаными", так как многие из этих городов были уже к 30-м гг. 14 в. по о.х. разорены во время усобиц, о чем можно прочесть в русских летописях.

2. "А ординская тягость и протор дати ти мне, брату своему старейшему, со своего удела по древним свёрсткам"[Там же, - С. 76-77].
"Ординская тягость" - налог на содержание войска, который иногда назывался данью, оброком. Речи не может быть о контрибуции завоевателям, о плате средневековым "рэкетирам". Я допускаю возможность того, что некоторые ордынские военачальники желали бы видеть в налогах на содержание войска контрибуцию, но подобное пресекалось, что видно из событий, вызванных беспредельной гордыней и жадностью Едигея. Ордынские военачальники в грамотах названы князьями, а не ханами...

В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с К. Владимиром Андреевичем, 1390 г. , №15 написано:
3. "А переменит Бог Господие Орду, и мне имати дань со своего удела собе... А всядет сын твой на конь, то и мне всести с ним на конь" [Там же, - С. 118-119].
Т. о., были времена, когда у Руси не было на службе регулярного войска, орды, так как страна в орде в какой-то период времени не нуждалась. Иногда приходилось князьям самим собирать дружины и отправляться в поход во главе с великим князем - "садиться на конь".
4. В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с князьями, 1402 г., № 17 написано:
"... а ци переменит Бог Татар (если отделится от нас Орда), и та места мне, Великому князю Василию Дмитриевичу. А то что отобрал отец твой. князь Олег Иванович, Татарские и Мордовские места, а та тобе и есть"[Там же, С. 126]. Т. о., "орда" зачастую сама хотела отделиться от князя, которому служила, но, как мы помним, договор составлялся третьей стороной и при свидетелях... Не вызывает удивления замечание о том, что у татар попросту отбирали "места".
События, которые упоминает Н. Карамзин в «Истории государства Российского», также говорят о том, что монголо-татарского ига не было, ведь ещё до Куликовской победы имели место лишь перманентные набеги русских «ушкуйников» на поселения Поволжья и Западной Сибири: «ушкуйники в 1361 году спускаются вниз по Волге в самое гнездо татар, в их столицу Сарайчик, а в 1364-65 годах под предводительством молодого ватмана Александра Обакумовича пробираются за Уральский хребет и разгуливают по реке Оби до самого моря. [См. по: Савельев Е. П. Древняя история казачества. Т.2. - Новочеркасск, 1915. - Репринт: Владикавказ, «Спас», 1991. - С. 199. См. также Скрынников, 1986, С. 82].
В некоторый "граматах" попадались вотчины царей и князей татарских в Московской земле: Кошира, Дмитров.
Ясно, что эти города и земли "татары" - цари, князья, ханы - получали за службу московскому В. К., а затем Царю.
Попалось в нескольких грамотах упоминание ярлыка царского на Димитров, который получил В. К. Московский. Казалось бы, вот оно - доказательство существования страшного ига монгольского! А как получил? Давайте разберёмся.
Примечательно, что не на Москву, которая была вотчиной В. К., но на один из городов подмосковных, который, судя по всему, был "местом" царя татарского, с которого он ПОЛУЧАЛ ДОХОД ЗА СЛУЖБУ, но который, находясь вне города (в Орде, разумеется), НЕ МОГ НЕПОСРЕДСТВЕННО УПРАВЛЯТЬ городом и землёй, и передал ярлык - ДОВЕРЕННОСТЬ на управление городом В. К. Т. о., ЯРЛЫК - ЭТО ДОВЕРЕННОСТЬ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ.
В последующих "граматах" договорных Дмитров уже упоминается как вотчина В. К. Московского, но ещё с упоминанием "от царя".
Во многих грамотах договорных упомянуто право В. К. Московского "дать выход в Орду". Под "Ордой" понимается регулярное войско. Часто речь идёт об отпуске подданных В. К. Московского на службу в Орду (попросту в войска...), о разнарядке на службу, отправке в поход. Т. о., В. К. - правитель в Орде. Можно ли правление В. К. назвать игом?
В грамотах ВЕЗДЕ типовая фраза, которая закрепляла право В. К. Московского "Орду управливать": "А Орды мне знати и управляти - Великому Князю, а тобе Орды не знати" [Древняя российская вивлиофика, Т. 1. Изд. 2-я. - С. 218], "А Орду, Господине, управливати и знати тобе, Великому Князю" [Там же. - С. 224].
Изобразительные источники также свидетельствуют о том, что ордынцы и дружинники князей имели одинаковое вооружение и выглядели одинаково, т. е. были представителями одного народа (см. илл. 1).
Царь орды не был сюзереном для В. К. да и для любого другого князя, а В. К. не был вассалом царю орды: царь обращается к В. К. (см. илл. 2, 3): "Брат мой и Господин Великий князь"[Сказание о Казанском царстве. - С. 34, 40]. Так кто сюзерен? Слово "брат" в те времена употребляли при общении с родственниками, произошедшими от одного предка...

Илл. 2. Читайте текст на Л.40.

Илл. 3. Читайте Л. 34.

Когда В. К. не нуждался в помощи регулярного войска - орды - он не отдавал приказов орде выступить в поход (см. илл. 4 и 5). Князь Едигей, приехавший из орды в Москву, сетует по этому поводу: «Ино то коли добро, как Ты чинишь? Как царь-эмир Котлуй сел на царство, а Ты улусу (стране - авт.) Государь учинился, от тех мест у царя еси (Ты - авт.) в орде не бывал, царя еси в очи не видел и князей его, ни бояр еси своих старейших и молотших, - НИ ИНОГО НИ КОЕГО НЕ ПРИСЫЛЫВАЛ, ни сына, ни брата ни с каким словом. И потом Джанибек ВОСЕМЬ лет царствовал, - и у того еси також не бывал и никого еси ни с которым словом не присылывал; и Джадибеково царство такоже ся минуло. И Булат Салтан сел на царство и уже третий год царствует, - такоже еси сам не бывал, ни сына, ни брата не присылывал, ни старейшего боярина, а ведь над толиким великим улусом старейший еси Великий князь» [Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. (1229 - 1612 гг.) / Ред. Н. Румянцев - М., 1819. - С. 16 ]. Мы видим, что князь Едигей укоряет В. К. за то, что тот забыл о своей Орде, увещевает В. К. ПОЧАЩЕ обращаться за помощью орды, так как ЭТУ ПОМОЩЬ В. К. ПОТОМ ДОЛЖЕН ОПЛАТИТЬ! Едигей - профессиональный вояка - просит ДЕЛА.
Но когда наступали тяжёлые времена, когда Руси необходима была помощь Орды, тогда В. К. ОТДАВАЛ ПРИКАЗЫ Орде выставить войско: «А обиды каковы ти ни будут, или от князей русских, или от Литвы, - и Ты к нам жалобныя грамоты на них шлёшь - лесть - те жалобныя грамоты! - и оборони у нас просишь от них, и покоя (теперь - авт.) в том нам от Тебя нет николи… Мы преж сего улуса Твоего сами своима очима не видали, толко есмя слухом слыхали. А ТВОИ ПРИКАЗЫ И ГРАМОТЫ к нам в орду посылал» [Там же - С. 17]. Мы видим, что В. К. - сюзерен, отдающий, когда необходимо, приказы всей Орде. Однако В. К. знал, что воинам потом нужно будет заплатить, поэтому обращался к орде за помощью редко. Т. о., взаимоотношения между В. К. и Ордой строились по схеме: наёмник - наниматель, так как орда не помогала В. К., если он не давал орде плату за ратный труд. Дело доходило до курьёзов, так как князья из Орды заглядывали в кошелёк В. К. (одного из В. К. так и прозвали - КАЛИТА - авт.), - попросту ВЫКЛЯНЧИВАЛИ У НЕГО ДЕНЬГИ: «А что еси имал в Твоей державе со всего улуса в дву сохъ рубль, и то сребро где ея деваешь?» [Там же - С. 17]. Ордынские посыльные, как водится, объясняли своё поведение тем, что они пекуться, представьте, о благополучии христиан: «Ино бы того зла улусу не учинилося, а Крестьяне бы не погибли до конца» [Там же - С. 17].
Нет ничего удивительного в том, что над представителями орды в столице насмехались: «Послы и гости из орды к вам приездят, и вы послов и гостей на смех подымаете» [Там же - С. 16].

Илл. 4. Грамота князя Едигея к В. К. Василию Дмитриевичу.

Илл. 5. Окончание грамоты.

Уже в 1487 г. вышедшая из повиновения В. К. Казань была взята. Царь Алигам назван "коромольником" и "послан в заточение в Вологду" (Вологодско-Пермские летописи. - М.-Л., 1959. - С. 278. 1487 г. Л 459).
По материалам Г. Воли.


1480 год. Москва уже 7 лет не платила хану Большой Орды Ахмату дань. Он пришел забрать свое и остановился на берегу реки Угра. На противоположном берегу выстроились войска московского князя Ивана III.

Они стояли напротив друг друга больше месяца. Их разделяла только река.
6 ноября (по старому стилю) 1480 года хан Ахмат ушел прочь. «Побежал от Угры в ночи ноября в 6 день«, сообщают нам источники того времени.

Вместе с ханом Ахматом ушло и татаро-монгольское иго.
Не будем спорить — было ли оно на Руси или нет. Для кого-то из нас это было иго, для кого-то — особенности политических отношений. Давайте лучше опишем события 1237-1480 годов языком цифр.

Люди

169 документально зафиксированных поездок
совершили русские князья в Орду с 1243 года по 1430 по самым разным поводам. В реальности поездок, скорее всего, было еще больше.

11 русских князей
были убиты в Орде. Зачастую с ними убивали и лиц не княжеского достоинства, членов семей, сопровождающих. В эту цифру не вошли и те, кто умер вне Орды, как, например, отравленный ханом Берке Александр Невский, возвращавшийся домой.

70 рязанских бояр
погибли на Куликовом поле в сентябре 1380 года. Так, по крайней мере, сообщает нам «Задонщина», которая была написана в 14 или 15 веке.

24.000 человек
погибло во время разорения Москвы Тохтамышем в 1382 году. Фактически, погиб каждый второй житель столицы.

27 и 70 черепов
обнаружены археологами при раскопках на месте разоренной монголами Рязани. Основная версия - это следы казней, отрубания голов.

Поясним, что современная Рязань — это, на самом деле, древнерусский город Переяславль-Рязанский, который стал так называться с середины XIV века. Та Рязань, которая была разорена в 1237 году, более не восстанавливалась.

4 младших брата
князя Мстислава Глебовича погибли после падения Чернигова, во время разорения монголами расположенных неподалеку городов, таких как Гомий, Рыльск и других.

При раскопках разоренного Гомия археологи обнаружили уничтоженную нашествием мастерскую, где ремесленники изготавливали доспехи. Подробнее об этой мастерской мы рассказывали в статье «Ламеллярные доспехи русских дружин»

4.000 монгольских воинов и осадные машины
были уничтожены оборонявшимися жителями Козельска во время вылазки на третий день штурма. Однако сам отряд погиб, после чего лишившийся защиты город был уничтожен.

Деньги

14 видов дани
платили монголам русские. Платили не только фиксированную сумму для хана, но были еще различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближённым, а также — плата с торговли, обязанность содержать ханское посольство и так далее. Кроме того, периодически объявляли внеплановые сборы средств — например, перед большим военным походом.

300 рублей
потратил Дмитрий Донской на захоронение тел погибших москвичей (по рублю за 80 похороненных тел) после разорения Москвы Тохтамышем. В то время — серьезные деньги, шестая часть дани, которую Владимирское княжество платило Золотой Орде.

3.000 литовских рублей
отдал в качестве отступных Киев ногайцам Едигея, которые преследовали в киевских и литовских землях отступающих с Ворсклы союзников. Об этой битве — ниже.

5.000 рублей
заплатили уже не русские Орде, а наоборот. Дело было взяло весной 1376 года. Воевода и тезка Дмитрия Донского, князь Боброк-Волынский (будущий герой Куликовской битвы) вторгся в Волжскую Булгарию. 16 марта он разбил объединенное войско ее правителей — эмира Хасан-хана и поставленного Ордой Мухаммад-Султана.

Время

5 дней
сопротивлялась монголам Москва, которую защищали князь Владимир Юрьевич и воевода Филипп Нянка «с малым войском». Столько же оборонялся и Переяславль-Залесский, который оказался на пути главных сил монголов, двигавшихся от Владимира на Новгород.

6 дней
продолжалась осада Рязани, которая пала в конце декабря и была полностью разорена. Об этом — выше.

8 дней
оборонялся осажденный Владимир, но все же был взят в начале февраля 1238 года. В городе погибла вся семья князя Юрия Всеволодовича. Монголы медлили, и начали штурм Владимира только по возвращении из взятого Суздаля еще одного монгольского отряда с множеством пленных.

Почти 50 дней
продолжалась осада Козельска.

3 дня
продолжался штурм Козельска, завершивший его долгую осаду монголами (май 1238 г.)

12 лет
было князю Козельскому Василию, когда монголы осадили город, в котором он был посажен править. Обороной руководили опытный воевода и бояре, под формальным началом князя.

14 лет в монгольском плену
провел князь Олег Ингваревич Красный, после чего был отпущен.

Территории

5 русских княжеств
а также 3 княжества королевства Польского, Великое княжество Литовское, Тевтонский орден и лишённый накануне ханского трона в Орде Тохтамыш с отрядом в несколько тысяч татар.

Все они поднялись против хана Золотой Орды Кутлуга.
Но 12 августа 1399 на берегу реки Ворскла союзники были разбиты.

11 городов
захватили татары перед стоянием на реке Угре в 1480 году, чтобы исключить нападение на них с тыла.

14 городов за месяц
были взяты татарами в феврале 1238 года. Если высчитывать средний показатель, то ворота русских городов открывались захватчикам через день.

Пали Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский.

На этом мы поставим точку. Цифры есть цифры.

И снова генетика нанесла удар по позициям сторонников татаро-монгольского ига, раскопав новые подтверждения чистоты русской расы. В плане того, что влияние монголов на русский генотип не просматривается.

Понятно, что с генетиками смысла спорить нет. Однако лично для меня этот аргумент по поводу татаро-монгольского ига соотносим с спорами о норманнской теории. В 18-м веке по этому вопросу не только спорили, но и морды били. И ведь быстро поняли вредность её. Только способ защиты выбрали неправильный. И вместо того, чтобы просто обосновать естественноисторический подход в развитии общества, согласно которому не может быть создано государство там, где для этого не сложились исторические условия, начали утверждать, что история с приглашением Рюрика - подделка. Но тогда это было понятно. А сейчас? После "Золотой ветви" Фрэзера тема уже была снята.

Теперь про татаро-монгольское иго. Отмечу, что, несмотря на все старания, позиция, что татаро-монгольского ига не было, не убеждает. Просто оно было не таким, как его подавали во времена Карамзина и Яна. Поэтому зависимость Руси от Орды сильно напоминает военно-политический союз. Но дань-то платили и тяготы несли. И разве у гуннов было как-то иначе? Впрочем материал по генетике стоит знать по любому.

Смотрим у staryiy в Вся правда о чистокровных русских


Усредненный портрет современных русских, полученный наложением тысяч фотографий и последующей компьютерной обработкой

Генетики опровергают расхожие теории о влиянии татаро-монгольского нашествия на «коренной» генофонд. Существует расхожее мнение, что русских как народа просто нет и все они остались в преданиях старины глубокой, а в настоящее время страну населяют метисы тысячи и одной крови. И, естественно, ссылаются на то что Русь 250 лет пробыла под монголо-татарским игом. На самом деле это не совсем так.

Кто наследил?

Надо сказать, что за последние десять лет генетика русских от Смоленска до Владивостока исследовалась весьма подробно. Огромный вклад в изучение вопроса внесли доктора биологических наук Елена Балановская и ее сын Олег Балановский.

Монография Балановской «Русский генофонд на русской равнине» считается одним из фундаментальных трудов по данному вопросу.

Важные исследования провел руководитель лаборатории генетики Института биологических проблем севера, доктор биологических наук Борис Малярчук.

Ученые отмечают, что в русском геноме, при исследовании наследуемой по женской линии митохондриальной ДНК обнаруживается всего 2% монгольских признаков. Для сравнения, у поляков и чехов этот показатель составляет 1,5%. Изучение наследственности по мужской линии (так называемой Y-ДНК) и вовсе показывает, что монголоидная примесь составляет порядка 0,2–0,5% русского генома.

Исследователи прямо утверждают, что татаро-монгольское нашествие не оставило в геноме русских заметных следов. «Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и азиатским генофондом. Русский генофонд является самым восточным из типично европейских», – отмечают Белановские.

Согласен с ними и Малярчук: «Установлено, что в структурном отношении митохондриальные генофонды чехов и других славянских народов (русских, поляков, словенцев) практически не различаются».

Генетики обратили внимание, что частота монгольских маркеров в европейской части страны нарастает не с запада на восток, а с юга на север. Это натолкнуло их на предположение, что даже те восточные признаки, которые обнаруживаются в генах русских, связаны отнюдь не с нашествием XIII века, а с более ранними процессами смешения славян с финно-угорскими племенами, имевшими сходные с монголами признаки. В поддержку этого предположения говорит и сильная гетерогенность (разнородность) русского генетического кластера.

Реалии средневековой войны

Что же получается: никакого татаро-монгольского ига никогда не было? Неужели прав великий писатель и историк Лев Николаевич Гумилев, а его оппоненты, все эти скучные археологи и лишенные фантазии специалисты по летописям, облажались?

Нет, увы. Иго, к сожалению, было, и Русь действительно долгое время находилась в зависимости от Орды.

Проблема в том, что рассуждающие о генетических последствиях этого завоевания переносят на средневековье представления о войнах современного типа. При этом под «перемешиванием» подразумеваются два процесса: массовые изнасилования женщин в захваченных городах и перекрестные браки между завоевателями и покоренным населением в последующие годы.

Современному человеку бывает сложно представить нравы того времени. Однако они очень хорошо видны при изучении санитарных захоронений времен нашествия хана Батыя. В 2004 – 2005 годах экспедиция Института археологии РАН под руководством Аси Энговатовой исследовала массовые захоронения в историческом центре Ярославля.


Санитарное захоронение жителей Ярославля, погибших при нападении войска Батыя

Ученые обнаружили, что мужское население было перебито на оборонительных валах и окраинах города. А вот женские и детские скелеты были массово обнаружены в ямах в центре поселения. Криминалистическая экспертиза показала, что большинство мужчин погибли от рубящих и дробящих ран, нанесенных в лицо, а большинство женщины были убиты стрелами.

Многие горожанки были ранены в спину – это говорит о том, что они пытались спастись бегством. Большинство детей погибли от ударов по голове; многих застрелили из луков, некоторых поднимали на копья (на позвоночниках и ребрах нескольких детских скелетов остались характерные повреждения).

В 2011 году аналогичное открытие было сделано в городе Владимире. При раскопках в центре города перед археологами предстала такая же картина. Останки людей, беспорядочно сваленные в колодцы и хозяйственные ямы, мужские костяки со следами двух-трех тяжелых ранений – русские воины дрались до последнего, – женские и детские скелеты с пробитыми головами.


Череп жительницы Владимира XIII века, убитой татарским воином

В могилах ученые нашли не только фрагменты зимней одежды, но и большое количество женских украшений: завоевателей интересовало не обогащение, и уже не тем более не сексуальные утехи. Верные заветам Чингисхана воины Батыя целенаправленно истребляли население непокорных городов.

Нетолерантная Московия

Что же касается смешанных браков, то и здесь у покорителей не получилось «наследить». Первые десятилетия после завоевания золотоордынские ханы пытались осуществлять прямой контроль над русскими городами.

Для этого в них поселялись сборщики налогов – баскаки, которых сопровождали небольшие отряды ордынцев. Однако эта практика оказалась неудачной. Русские Суздаля, Твери, Ярославля и Ростова систематически восставали, вырезая оккупационные отряды.

Орда неизменно отвечала карательными походами, в ходе которых население восставших княжеств уничтожалось так же безжалостно, как и при Батые. В общем, не задалось на Руси с ассимиляцией по болгарскому сценарию.

Позже, когда маятник истории качнулся в противоположную сторону, и уже Московское царство начало поглощать распавшуюся на отдельные ханства Орду, отношение к татарам было весьма и весьма негативным.

В отличие от Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (союзного польско-литовского государства), московские правители не разрешали вчерашним врагам селиться на своей территории компактными группами. От татарских перебежчиков требовали крещения и языковой ассимиляции. Говорящий факт: первая мечеть в Минске, который тогда находился под контролем Речи Посполитой, появилась в 1599 году, а в Москве – лишь в 1744-м.


Китаб – текст, записанный на белорусском языке арабскими буквами. Наследие массового переселения татар в Речь Посполитую

В целом, русские правители XV – XVI веков вели такую политику, которая делала Московию очень неприятным местом для переселения из Орды. Татарские кланы, не сумевшие удержаться в степи, предпочитали перебираться в более гостеприимное польско-литовское королевство. По некоторым оценкам, туда переселилось до 200 тысяч степняков.

К Московии же на службу переходили относительно немногочисленные представители татарской знати, которые, естественно не оставили заметного следа в русском генофонде.

После XVI века значительных перемещений крупных этнических групп не происходило. Русские и татары жили как соседи, не ассимилируя, но и не истребляя друг друга. Перекрестные браки, конечно, бывали и позднее, однако ни к Орде, ни к игу это уже отношения не имело. Да и большого влияния на генофонд русских не оказало.

Где погребения монголов, Зин?


Не хотела я обращаться к этой теме, но наши альтернативщики непременно требуют продемонстрировать им погребения монголов на территории Руси. Думаю, что этот материал поможет понять одну из сторон жизни монголов времён Монгольской империи.


Сначала из википедии (перевод текстов сегодня полностью с гуглем и не причёсанный



Небесное захоронение (тибетский: བྱ་ གཏོར་, Wylie: bya gtor, lit. «разбросанный птицей» ) - это похоронная практика, в которой человеческий труп помещается на вершину горы, чтобы разлагаться при воздействии элементов или быть съеденный очищающими животными, особенно птицами падалью. Это особый тип общей практики выживания. Это практикуется в китайских провинциях и автономных районах Тибета, Цинхай, Сычуань и Внутренняя Монголия, а также в Монголии, Бутане и некоторых частях Индии, таких как Сикким и Занскар. Места подготовки и погребения неба понимаются в буддийских традициях Ваджраяны как угольные угодья. Сопоставимые практики являются частью зороастрийских погребений, где умершие подвергаются воздействию элементов и хищных птиц на каменных структурах, называемых Дахмой . Немногие такие места продолжают функционировать сегодня из-за религиозной маргинализации, урбанизации и уничтожения популяций стервятников .


Думаю, что многие знают и про башни молчания...


Абхазы и адыги тоже практиковали такой способ захоронения:


" Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких обрядов абхазо-адыгского язычества культа «воздушного» погребения. На основе исторических документов, архивных источников и переводной литературы «воздушное» погребение представлено как явление, характерное для культуры абхазов и адыгов в рамках обозримой исторической эпохи вплоть до середины XIX века. Культурологический подход, выбранный исследователем, позволил выявить типологию обряда «воздушного» погребения, определить его стабильные и мобильные, общие и локальные элементы." Отсюда


Итак, как хоронили своих мёртвых монголы:


Подземное захоронение монголов под открытым небом


от Хейке Мишель


После революции 1921 года монголы начали менять свои погребальные обряды.


Атеисты, такие как Суксбаатар и другие представители Коммунистической партии, ученые и «герои» нового поколения были похоронены на кладбище по имени алтан ölgiï (золотая колыбель) в северо-восточной части Улан-Батора.


После революции, особенно в 30-х годах, началась сильная кампания против традиционных верований и суеверий. Я не мог найти декрет, закон или что-либо подобное, что запрещало традиционное так называемое «под открытым небом» захоронение, но оно не было разрешено. Только очень старые люди, в основном в сельской местности, были тайно похоронены традиционным способом до конца 60-х годов.


Шаг за шагом были внедрены европейские практики похорон, процесс, ускоренный советским влиянием. Один из последствий изменения социализма был действительно серьезным вторжением в кочевую жизнь. Устоявшаяся форма существования стала все более и более важной, и в степи были установлены относительно большие города. Это одна из основных причин, по которой многие кочевые традиции были потеряны, в том числе и жертвенное захоронение под открытым небом, о котором я сейчас расскажу более подробно.


Захоронение под открытым небом или захоронение «отбрасывания» - очень древний обычай среди кочевников Азии; он уже использовался, за несколько столетий до нашей эры. Это то, что мы знаем от Цицерона и других старых писателей . Это цитата из книги Хеннинга Хаслунда «Монгольское путешествие».


Помимо погребения под открытым небом в Монголии существовали другие похороны, такие как кремация, бальзамирование и «захоронение воды», еще одна форма погребения под открытым небом.


Выбор одной из этих похоронных процедур зависит главным образом от социального положения, причины смерти и географического положения.


В основном были забальзамированы люди, известные как «Реинкарнации Будды» и другие высокопоставленные лица ламаистической церкви. Такие тела обычно были похоронены в гробах в сидячем положении, как будто в молитве.


Дворяне также были погребены в гробах, но в отличие от ламаистских сановников эти гробы были погребены с дополнениями, такими как оружие, лошади, еда и другие вещи, которые должны были помочь им в следующем мире - в королевстве Эрлик-Ханс. Эрлик-хан - бог смерти. Расположение гробницы дворянина хранилось в секрете, чтобы обеспечить спокойствие.


Когда люди умирали от инфекционных заболеваний, их кремировали, чтобы уменьшить опасность эпидемии.


Иногда трупы Ламы также кремировали, чтобы позволить их духу подняться прямо на небеса без какого-либо осквернения духа. Это связано с тем, что монгольские люди считают, что огонь очищает все.


Монголы имеют разные обычаи, чтобы похоронить детей в возрасте до 3 лет, потому что их души считались невиновными и чистыми.


Интересно также, как они касались тел казненных людей.


Но сегодня это не тема моей газеты. Я хочу рассказать вам больше о «изгоняющем» или «жертвенном захоронении под открытым небом».


Нелегко перевести монгольскую терминологию на английский язык, потому что у нас нет ни обычаев, ни подходящего выражения для нее в Европе. На монгольском языке существует много разных обозначений, например, например, «ilä orusiGulxu» во Внутренней Монголии и «sul"a orusiGulxu» во Внешней Монголии. Согласно европейскому пониманию «похоронить» означает поместить тело в землю, но это не то, что сделали монголы, и то, что описывают монгольские термины. Например:


«Ilä» или «sul"a» могут означать открытый, свободный, незанятый или видимый.


«Ködägäläkü», другое выражение для той же процедуры означает «сдавать труп в степи» .


Нужно сказать, что монгольские погребальные обряды были под влиянием кровавых шаманских жертвоприношений, таких как убийства лошадей, животных и даже людей, прежде чем положить их в могилы дворян.



В XVI веке, когда Алтан-хан (1543-83) установил ламаизм в Монголии как официальную государственную религию, было принято следующее решение (так называемое Ärdäniïn Tobci):


«Бывшее монгольское государство допускало убийство вдов, крепостных, слуг, лошадей и других животных. Теперь вы должны дать таких животных нуждающимся людям.


Не прекращайте жизнь других живых существ, когда кто-то умирает. Если человек продолжает убивать людей, как прежде, он должен лишиться собственной жизни.


Если человек продолжает убивать лошадей и других животных, все его имущество должно быть конфисковано ».


Как писал А. Саркози, «именно эти ламы руководили этими церемониями, и без них такая церемония была невообразимой» . Определение того, сколько лам было призвано направлять захоронение, зависит от социального положения. Другими словами, чем богаче семья, тем больше лам она могла себе позволить. Первое, что должен был сделать ламе, - это утвердить подходящий день и время для захоронения. Такие дни обычно были в понедельник, среду и пятницу. Он также должен был утвердить направление, в котором похоронная процессия должна покинуть юрту и с какого направления она должна вернуться после осаждения трупа в степи. Ламы взяли эту информацию из специальной книги под названием «Алтан увидел».


Монголы считали, что душа умершего может вернуться. Таким образом, у лам были следующие задачи: молиться, направлять дух на небеса и предлагать пищу (белые или молочные блюда и мясо), кадить на огне и делать другие вещи, чтобы защитить оставшуюся семью от несчастий и болезней, дух или другие злые духи могут причинить семье.


Некоторые монголы помещали голубые камни в одно или два места на кровать, в которой кто-то умер и оставил их там три дня, чтобы не дать злым духам преследовать кровать.


После смерти лицо трупа было покрыто белым хадаком, который является «длинным куском шелка или другой ткани, специально сделанной... в ознаменование специального события» .


Монгольская пословица по этому обычаю «в жизни покрывает ваши личные части, в смерти ваше лицо» (amidaa nuucaa, öwäl nüürää) .


На него не разрешалось смотреть и не открывать лицо трупа, и ему не разрешалось трогать труп, особенно лицо трупа. Если глаза или рот не были закрыты, только закрытому родственнику или ламе было разрешено закрыть их.


Согласно очень старой традиции, труп нужно было раздеть, чтобы он напоминал состояние рождения. Единственным человеком, которому разрешили прикоснуться к трупу и подготовить его к похоронам, был «jasu bari cu», «гробовщик», один из детей мужского пола умершего или родственник мужского пола, который родился под тем же знаком 12 -летний цикл. «Он должен был одеть свою шляпу назад и сложить шляпу, воротник и рукава внутрь, шов его декана должен был быть заправлен на его поясе. Для других людей было так же грешно носить одежду, как это» .


Сначала этот человек, так называемый «гробовщик», должен был пробежать рукой по плечевому лезвию, чтобы другие мужчины не смогли ему помочь. Для женщин было запрещено помогать в этой работе или участвовать в церемонии захоронения.


Мужские трупы были размещены на правой стороне юрты, которая обычно является женской стороной, с правыми руками под их головами. Женские трупы были помещены на левой стороне юрты, с мужской стороны, с левыми руками под их головами.


Монголии считают, что в следующем мире все обращено вспять, и именно поэтому они размещают трупы на стороне юрты, соответствующей противоположному полу.


За несколько дней до того, как «изгонял» мертвое тело, семья погибших сожгла фимиам и масляные лампы и наблюдала за трупом. Более подробная информация об этих днях, о том, что происходило и что делали ламы, можно найти в статьях, например, Познеева, Хайсига, Хаслунда, Саркози, Бартольда и других.


В дни перед тем, как положить труп в степь, все собаки в соседних садах должны были «завязаться, чтобы не допустить их падения на тело до нужного времени» .


Когда настало подходящее время, труп обычно помещали на тележку (tärgä), вытащенную лошадью или коровой. Затем покойники из семьи следовали за повозкой на захоронение клана или семьи, которое было необитаемой территорией отдельно от районов, используемых кочевниками. Эти места были священными и посещались только на похороны.


В других районах, особенно в Южной Монголии, труп был помещен на спину лошади и, дойдя до места похорон, лошади заставили скакать до тех пор, пока труп не был сброшен.


Некоторые камни были поставлены рядом с головой, чтобы позже узнать место захоронения. Затем был сделан огонь, чтобы пожертвовать избранными кусками мяса (ягненка) и белыми блюдами (cagaan idää).


Внесение труп в степь предназначалось для жертвоприношения его хищным животным. Согласно монголам, это последний добродетельный поступок, который может выполнять человек. Эта идея намного старше ламаизма и демонстрирует действительно сильный шаманский элемент духовной мысли.


Когда животные, такие как стервятники и дикие собаки, ели тело, они не ели других животных, которые могли жить немного дольше. Когда животные очень быстро съели труп, это означало, что душа была невиновной и чистой и достигла небес, откуда она могла возродиться. Когда дух быстро разместил новое тело, мир человека оставался чистым и чистым.


Вот почему людям пришлось пересмотреть труп через три дня, чтобы проверить, поднялась ли душа на небеса. Другими возможными посещениями были 7, 14, 21 и 49-й дни после захоронения.


Если что-то осталось от трупа, это означало, что душа не была допущена на небеса, все еще считалась находящейся в трупе и поэтому не могла найти новое тело. Это требовало возвращения ламы, чтобы читать больше молитв о мертвых и показать духовному пути на небеса.


Вернемся к самой церемонии погребения:


Церемония захоронения должна была состояться рано утром в день, одобренный ламой.


Согласно монгольской традиции, не допускалось переносить тело через порог юрты. Когда ожидалось смерть старого или больного человека, они привели его или ее к «добун-гар» - особую юрту для умирающих или мертвых людей - или палатку.


Предполагалось, что порог защищает людей, и поэтому он считается препятствием для того, чтобы дух покинул юрту, чтобы достичь следующего мира.


Поэтому у монгольцев была особая традиция выносить трупы из юрты, а не через порог. Они подняли решетчатую секцию стены справа от двери юрты и вытащили труп через отверстие. Если они жили в доме, они вытащили труп через окно. Если бы окна были слишком высоки для этого, как в современных зданиях, они ставили небольшие ветви, например, ивы, на пороге и несли тело над ними. Когда они пересекли веточки, они сломали их, чтобы дух мог покинуть дом без каких-либо дополнительных препятствий.


Труп был обернут белой одеждой, поставлен на тележку и - за которой следовали родственники, соседи и друзья - доведено до последнего места.


По пути лама молился. По достижении «отбрасывания» место «гробовщик» и лама опустили труп и положили его на землю. Голова должна была указывать на север, где монголы предполагали следующий мир. Эта вера намного старше ламаизма и известна из древней монгольской и других центральноазиатских мифологий. Согласно этой вере, тело было помещено на его левую сторону, с левой рукой под его головой, и это была правая рука перед лицом, закрывающая глаза, нос и рот. Это называется «львиная позиция» (arslangyn chewlelt), которая считается хорошим предзнаменованием. Все это связано с древней верой в то, что правая сторона тела была черной (плохой или злой), а левая сторона белая (хорошая или полезная).


Согласно другому варианту «положения льва» левая рука была помещена под лицо, а правая рука под задним и ноги были согнуты на коленях. Иногда труп был помещен в положение, подобное ребенку до рождения.


В некоторых местах камень был поставлен под голову трупа как своего рода подушка.


Как я уже говорил, местами «отбрасывания» были отдаленные, необитаемые районы. Хищнические животные этих районов привыкли к этим погребальным обрядам. Хаслунд описал это очень ярко: «... хищные птицы собрались над нашими головами в стаях, которые становились все толще и толще, а дикие собаки осмеливались приблизиться к дистанции в несколько сотен ярдов, откуда свисали языки, они внимательно следили за ходом подготовки ».


После сдачи трупы в степь похоронная процессия вернулась домой. Похоронная тележка не была немедленно возвращена в аил. Он остался за пределами айла, опрокинулся и только после семи дней вернулся и снова использовал его. Животное, которое вытащило телегу, также не использовалось в течение недели.


Когда похоронная процессия вернулась домой, ей пришлось пройти между двумя огнями, сжигая прямо напротив входа в юрту умершего. Считалось, что эти пожары приводят злых духов от участников процессии и их животных.


Если обстрел огнем не был совершен, монголы полагали, что могут произойти эпидемии и другие несчастья.


Это очень короткое описание погребального обряда под открытым небом монголов.


Старые традиции и ламаистическая религия стали очень популярными во Внешней Монголии за последние пять лет. Я бы сказал, что они возрождены. Я не знаю, как будут развиваться ритуальные обряды в будущем, но это важный вопрос, и я намерен внимательно следить за ним.



Haslund, H.: Mongolian Journey, London 1949, p. 172

Lessing, F. D.: Mongolian-English Dictionary, Bloomington 1973, p. 477

S. Püräwjaw: Mongol dax" sharyn shashny xuraanguï tüü, Ulaanbaatar 1987, p.30

Sárközi, A.: A Bon funeral rite in lamaist Mongolia, in: Synkretismus in den Religionen Zentralasiens, Wiesbaden 1987, p. 120

Lessing, F. D.: op. cit., 902

Mongolyn dsan aalyn tojm, Liaoning 1990, p. 324

Mongolyn yos zanshlyn ix taïlbar tol", Ulaanbaatar 1992, p. 460

Mongolyn zan aalyn toïm, op. cit., 327

Haslund, H.: op.cit., 167

Haslund, H.: op. cit., 173


Я думаю, что после этого многие вопросы должны отпасть.

Похожие публикации