Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? Кем была Мария Магдалина.

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.

Тре-тью неде-лю по Па-схе Цер-ковь по-свя-ща-ет же-нам-ми-ро-но-си-цам. Рас-ска-зы-ва-ем, кто бы-ли жен-щи-ны, остав-ши-е-ся вер-ны-ми Сво-е-му Гос-по-ду и Учи-те-лю до кон-ца, сто-яв-шие при Кре-сте Спа-си-те-ля, при-шед-шие по-ма-зать аро-ма-та-ми Его Те-ло, и услы-шав-шие от ан-ге-ла ра-дост-ное из-ве-стие о Вос-кре-се-нии Хри-ста.

Кто та-кие же-ны ми-ро-но-си-цы?

Же-ны-ми-ро-но-си-цы - по-сле-до-ва-тель-ни-цы Иису-са Хри-ста, при-шед-шие пер-вы-ми к по-гре-баль-ной пе-ще-ре, где на-ка-нуне бы-ло по-ло-же-но те-ло Спа-си-те-ля. Жен-щи-ны при-шли для то-го, чтобы, со-глас-но иудей-ско-му по-гре-баль-но-му об-ря-ду, по-ма-зать Его те-ло спе-ци-аль-ны-ми бла-го-вон-ны-ми сме-ся-ми, ко-то-рые осла-би-ли бы на вре-мя про-цесс раз-ло-же-ния.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пред-став-ле-ны у еван-ге-ли-стов по-раз-но-му. К при-ме-ру, в Еван-ге-лии от Мат-фея фигу-ри-ру-ют толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на и «дру-гая Ма-рия» (). В Еван-ге-лии от Мар-ка - Ма-рия Маг-да-ли-на, Ма-рия Иа-ко-вле-ва () и Са-ло-мия (). В Еван-ге-лии от Лу-ки - «Маг-да-ли-на Ма-рия), и Иоан-на, и Ма-рия, мать Иа-ко-ва, и дру-гие с ни-ми» (). Еван-ге-лие от Иоан-на сви-де-тель-ству-ет о том, что из жен-ми-ро-но-сиц в то утро два-жды ко гро-бу при-хо-ди-ла толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на. Та-ким об-ра-зом, имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся во всех че-ты-рех ка-но-ни-че-ских Еван-ге-ли-ях. У еван-ге-ли-стов Мар-ка и Лу-ки в рас-ска-зе о хож-де-нии ко гро-бу фигу-ри-ру-ют так-же Са-ло-мия и Иоан-на.

Со-глас-но Свя-щен-но-му Пре-да-нию, ко-гда Иуда пре-дал Хри-ста пер-во-свя-щен-ни-кам, все Его уче-ни-ки бе-жа-ли. Апо-стол Петр сле-до-вал за Спа-си-те-лем до дво-ра пер-во-свя-щен-ни-ка, где три-жды от-рек-ся от Него, об-ли-ча-е-мый как Его уче-ник. Весь на-род иудей-ский кри-чал то-гда Пи-ла-ту: «Возь-ми, возь-ми, рас-пни Его!» (). Ко-гда же Спа-си-тель был рас-пят, вся про-хо-дя-щая ми-мо пуб-ли-ка на-сме-ха-лась над Ним и толь-ко Его Мать с уче-ни-ком Иоан-на сто-я-ла у Кре-ста и жен-щи-ны, по-сле-до-вав-шие за Ним и Его уче-ни-ка-ми. Это бы-ли Ма-рия Маг-да-ли-на, Иоан-на, Ма-рия, Мать Иа-ко-ва, Са-ло-мия, и дру-гие, по-лу-чив-шие в по-след-ствие на-име-но-ва-ние жен-ми-ро-но-сиц.

Сви-де-тель-ни-цы вос-кре-се-ния

Же-ны-ми-ро-но-си-цы оста-лись вер-ны-ми Спа-си-те-лю до кон-ца. При этом они не име-ли ни-ка-кой воз-мож-но-сти что-ли-бо из-ме-нить и не име-ли пра-ва го-ло-са - а лишь мол-ча-ли-во сто-я-ли у Кре-ста, пре-бы-вая со сво-им Учи-те-лем до по-след-ней ми-ну-ты.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пер-вы-ми узна-ли о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом и уви-де-ли Его вос-крес-шим.

Ко-гда жен-щи-ны шли к ме-сту по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля, они рас-суж-да-ли, кто смо-жет от-ва-лить ка-мень от по-гре-баль-ной пе-ще-ры. Но пе-ред их при-хо-дом сни-зо-шел Ан-гел, по-сле че-го слу-чи-лось зем-ле-тря-се-ние, ко-то-рое от-ва-ли-ло ка-мень и ис-пу-га-ло стра-жу. Ан-гел сви-де-тель-ство-вал же-нам-ми-ро-но-си-цам, что Хри-стос вос-крес и пред-ва-рит их в Га-ли-лее. В Еван-ге-лие от Иоан-на осо-бен-ным об-ра-зом под-чер-ки-ва-ет-ся, что пер-вой ко гро-бу при-шла Ма-рия Маг-да-ли-на, по-сле че-го она вер-ну-лась к апо-сто-лам Пет-ру и Иоан-ну и со-об-щи-ла, что «не зна-ем, где по-ло-жи-ли Его» (), уви-дев, что те-ла нет во гроб-ни-це.

Ма-рия Маг-да-ли-на пла-ка-ла и ду-ма-ла, что те-ло Спа-си-те-ля по-хи-ти-ли. В это вре-мя ей явил-ся Хри-стос, Ко-то-ро-го она сна-ча-ла при-ня-ла за са-дов-ни-ка. Он ска-зал ей, чтобы она не при-ка-са-лась к Нему до то-го, как Он не вос-шел к От-цу, и по-про-сил со-об-щить Его уче-ни-кам о Его вос-кре-се-нии. Ма-рия Маг-да-ли-на, воз-вра-ща-ясь к уче-ни-кам, встре-ча-ет дру-гую Ма-рию - и Хри-стос яв-ля-ет-ся вто-рой раз, вновь по-веле-вая со-об-щить о Сво-ем вос-кре-се-нии уче-ни-кам. Апо-сто-лы, услы-шав о вос-кре-се-нии Спа-си-те-ля, не по-ве-ри-ли в это.

Од-на-ко су-ще-ству-ет так-же пре-да-ние, что пер-вой Иисус явил-ся не Ма-рии Маг-да-лине, а Сво-ей Ма-те-ри - Ма-рии. А в Еван-ге-лии от Мат-фея Иисус яв-ля-ет-ся сра-зу всем же-нам-ми-ро-но-си-цам ().

«В тот же день двое из них шли в се-ле-ние, от-сто-я-щее ста-дий на шесть-де-сят от Иеру-са-ли-ма, на-зы-ва-е-мое Эм-маус; и раз-го-ва-ри-ва-ли меж-ду со-бою о всех сих со-бы-ти-ях. И ко-гда они раз-го-ва-ри-ва-ли и рас-суж-да-ли меж-ду со-бою, и Сам Иисус, при-бли-зив-шись, по-шел с ни-ми. Но гла-за их бы-ли удер-жа-ны, так что они не узна-ли Его. Он же ска-зал им: о чем это вы, идя, рас-суж-да-е-те меж-ду со-бою, и от-че-го вы пе-чаль-ны? Один из них, име-нем Клео-па, ска-зал Ему в от-вет: неуже-ли Ты один из при-шед-ших в Иеру-са-лим не зна-ешь о про-ис-шед-шем в нем в эти дни? И ска-зал им: о чем? Они ска-за-ли Ему: что бы-ло с Иису-сом На-за-ря-ни-ном, Ко-то-рый был про-рок, силь-ный в де-ле и сло-ве пред Бо-гом и всем на-ро-дом; как пре-да-ли Его пер-во-свя-щен-ни-ки и на-чаль-ни-ки на-ши для осуж-де-ния на смерть и рас-пя-ли Его. А мы на-де-я-лись бы-ло, что Он есть Тот, Ко-то-рый дол-жен из-ба-вить Из-ра-и-ля; но со всем тем, уже тре-тий день ныне, как это про-изо-шло. Но и неко-то-рые жен-щи-ны из на-ших изу-ми-ли нас: они бы-ли ра-но у гро-ба и не на-шли те-ла Его и, при-дя, ска-зы-ва-ли, что они ви-де-ли и яв-ле-ние Ан-ге-лов, ко-то-рые го-во-рят, что Он жив. И по-шли неко-то-рые из на-ших ко гро-бу и на-шли так, как и жен-щи-ны го-во-ри-ли, но Его не ви-де-ли. То-гда Он ска-зал им: о, несмыс-лен-ные и мед-ли-тель-ные серд-цем, чтобы ве-ро-вать все-му, что пред-ска-зы-ва-ли про-ро-ки!» ().

Ма-рия Маг-да-ли-на

Ма-рия Маг-да-ли-на - свя-тая рав-ноап-о-столь-ная, по-чи-та-е-мая Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью как од-на из жен-ми-ро-но-сиц. В Но-вом За-ве-те имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся лишь в ше-сти эпи-зо-дах:

1. Ко-гда она бы-ла ис-це-ле-на Иису-сом Хри-стом от одер-жи-мо-сти се-мью бе-са-ми ( ; );
2. По-сле это-го она по-сле-до-ва-ла за Хри-стом, слу-жа Ему ( );
3. Она при-сут-ство-ва-ла на Гол-го-фе во вре-мя крест-ной смер-ти Хри-ста ();
4. Ста-ла сви-де-тель-ни-цей Его по-гре-бе-ния ();
5. Ста-ла од-ной из жен-ми-ро-но-сиц (10), ко-то-рым Ан-гел воз-ве-стил о Его вос-кре-се-нии ( );
6. Она пер-вой уви-де-ла вос-крес-ше-го Спа-си-те-ля, при-няв Его за са-дов-ни-ка. ().

Свя-тая рав-ноап-о-столь-ная Ма-рия Маг-да-ли-на ро-ди-лась в ме-стеч-ке Маг-да-ла (от-ку-да, по неко-то-ро-му ря-ду мне-ний и про-ис-хо-дит ее про-зва-ние - «Маг-да-ли-на», ивр. «уро-жен-ка го-ро-да Ми-гдал-Эль»), в Га-ли-лее, в се-вер-ной ча-сти Свя-той Зем-ли, на бе-ре-гу Ген-ни-са-рет-ско-го озе-ра, непо-да-ле-ку от то-го ме-ста, где кре-стил Иоанн Кре-сти-тель.

Что ка-са-ет-ся пер-вой ча-сти жиз-ни свя-той рав-ноап-о-столь-ной Ма-рии Маг-да-ли-ны, то из-вест-но, что она бы-ла под-вер-же-на неиз-ле-чи-мо-му неду-гу, бы-ла одер-жи-ма, со-глас-но Еван-ге-лию от Лу-ки, «се-мью бе-са-ми» (). Не уточ-ня-ют-ся при-чи-ны и об-сто-я-тель-ства про-изо-шед-ше-го с ней. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бы-ла одер-жи-ма не вслед-ствие сво-ей гре-хов-но-сти, а по-то-му, что Про-ви-де-ние Бо-жие до-пу-сти-ло это для то-го, чтобы Гос-подь Иисус Хри-стос явил де-ло Сла-вы Бо-жи-ей - чу-до ис-це-ле-ния Ма-рии Маг-да-ли-ны, про-свет-ле-ния ее ума и при-вле-че-ние ее к ве-ре во Хри-ста Спа-си-те-ля и к веч-но-му спа-се-нию.

Од-на-жды Ма-рия Маг-да-ли-на услы-ша-ла о Чу-до-твор-це, «ис-це-ля-ю-щем вся-кую бо-лезнь и вся-кую немощь в лю-дях» (). Она на-чи-на-ет ис-кать Его, ви-дит, что «мно-гих ис-це-лил Он от бо-лез-ней и неду-гов, и от злых ду-хов, и глу-хих, и сле-пых, и хро-мых, и про-ка-жен-ных, и мерт-вых вос-кре-сил» ( ; и проч.). Ма-рия Маг-да-ли-на пла-мен-но ве-рит в Его все-мо-гу-ще-ство, при-бе-га-ет к Его Бо-же-ствен-ной си-ле, про-сит се-бе ис-це-ле-ния и по-лу-ча-ет про-си-мое: му-чи-тель-ная си-ла злых ду-хов остав-ля-ет ее, она осво-бож-да-ет-ся от по-ра-бо-ще-ния бе-сам и жизнь ее освя-ща-ет-ся Бо-же-ствен-ным си-я-ни-ем ее Ис-це-ли-те-ля.

В ви-зан-тий-ской ли-те-ра-ту-ре по-вест-ву-ет-ся о том, что по-сле крест-ной смер-ти Спа-си-те-ля, Ма-рия Маг-да-ли-на от-пра-ви-лась в Эфес вме-сте с Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цей к св. апо-сто-лу Иоан-ну Бо-го-сло-ву и по-мо-га-ла ему в сво-их тру-дах. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бла-го-вест-во-ва-ла в Ри-ме (). Скон-ча-лась она так-же в Эфе-се.

Кто еще был сре-ди жен ми-ро-но-сиц?

Свя-тая Са-ло-мия

Дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка свя-той Де-вы Ма-рии, рож-ден-ная от пер-во-го бра-ка. Св. Са-ло-мия бы-ла за-му-жем за Зе-ве-де-ем и име-ла от это-го бра-ка двух сы-но-вей, ап. Иоан-на Бо-го-сло-ва и Иа-ко-ва. Вме-сте с дру-ги-ми же-на-ми-ми-ро-но-си-ца-ми Са-ло-мия слу-жи-ла Хри-сту, ко-гда Он на-хо-дил-ся в Га-ли-лее. Еван-ге-лист Мат-фей, опи-сы-вая крест-ные стра-да-ния Гос-по-да Иису-са, го-во-рит, что там бы-ли так-же и смот-ре-ли из-да-ли мно-гие жен-щи-ны, ко-то-рые сле-до-ва-ли за Иису-сом из Га-ли-леи, слу-жа Ему. Меж-ду ни-ми бы-ла и мать сы-нов Зе-ве-де-е-вых (). В чис-ле дру-гих жен-ми-ро-но-сиц (13) она так-же при-шла ко гро-бу вос-крес-ше-го Гос-по-да и узна-ла от ан-ге-лов о Его Вос-кре-се-нии и по-ве-ле-нии со-об-щить уче-ни-кам, что Он вос-крес из мерт-вых и «пред-ва-ря-ет вас в Га-ли-лее: там Его узри-те» ().

Свя-тая Иоан-на

Свя-тая Иоан-на - же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-до-ва. Ко-гда бы-ла от-се-че-на гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля, то убий-цы не хо-те-ли по-ло-жить гла-вы Пред-те-чи вме-сте с те-лом его, бо-ясь, как бы он не вос-крес; уче-ни-ки по-хо-ро-ни-ли те-ло Пред-те-чи в Се-ва-стии, а гла-ву вра-ги скры-ли во двор-це Иро-до-вом. Об этом узна-ла Иоан-на, же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рая бы-ла тай-ной по-сле-до-ва-тель-ни-цей Хри-ста. Она тай-но взя-ла чест-ную гла-ву и, по-ло-жив ее в со-суд, с бла-го-го-ве-ни-ем по-греб-ла ее в по-ме-стье Иро-да, на го-ре Еле-он-ской. Свя-той еван-ге-лист Лу-ка в сво-ем Еван-ге-лии, го-во-ря о про-хож-де-нии Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, за-ме-ча-ет, что за Ним сле-до-ва-ли и неко-то-рые жен-щи-ны, в чис-ле ко-их го-во-рит и об Иоанне, жене Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рые слу-жи-ли Ему име-ни-ем сво-им (). Кро-ме то-го, св. еван-ге-лист Лу-ка го-во-рит, что эти же-ны по-сле-до-ва-ли за Хри-стом из Га-ли-леи в Иеру-са-лим и при рас-пя-тии Гос-по-да сто-я-ли вда-ли и смот-ре-ли на рас-пя-тие, на гроб и как по-ла-га-ли те-ло Гос-по-да.

Свя-тая Ма-рия Клео-по-ва

Ма-рия Клео-по-ва - дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка Пре-свя-той Де-вы Ма-рии. Она бы-ла вы-да-на за-муж за мень-ше-го бра-та Иоси-фа — Клеопу. Она бы-ла еще де-ви-цей, ко-гда Пре-свя-тая Де-ва, об-ру-чен-ная Иоси-фу, во-шла к нему в дом и жи-ла вме-сте с этой до-че-рью Иоси-фа в неж-ной люб-ви, как род-ные сест-ры. На ос-но-ва-нии этой неж-ной люб-ви св. еван-ге-лист Иоанн на-зы-ва-ет Ма-рию Клео-по-ву сест-рой Ма-те-ри Иису-са (). Она удо-сто-и-лась при-сут-ство-вать при кре-сте Спа-си-те-ля и слы-шать Бо-же-ствен-ное усы-нов-ле-ние Гос-по-дом лю-би-мо-го уче-ни-ка сво-е-го Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. О даль-ней-шей жиз-ни и кон-чине Ма-рии Клео-по-вой мы не име-ем ни-че-го в цер-ков-ных пре-да-ни-ях.

Свя-тая Су-сан-на

О Су-санне упо-ми-на-ет толь-ко один еван-ге-лист Лу-ка и толь-ко од-на-жды: ко-гда рас-ска-зы-ва-ет о про-хож-де-нии Гос-по-да Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, то из со-пут-ству-ю-щих ему жен име-ну-ет и Су-сан-ну (), как слу-жив-шую Хри-сту от име-ний сво-их.

Свя-тая Ма-рия, мать Иа-ко-ва мень-ше-го и Иосии

Празд-но-ва-ние

День па-мя-ти жен-ми-ро-но-сиц со-вер-ша-ет-ся в пят-на-дца-тый день, на-чи-ная с Пас-хи (тре-тье вос-кре-се-нье). В этот цер-ков-ный жен-ский празд-ник при-ня-то по-здрав-лять сво-их близ-ких жен-щин - су-пруг, ма-те-рей, се-стер. Же-ны-ми-ро-но-си-цы яв-ля-ют со-бой при-мер ис-тин-ной жерт-вен-ной люб-ви и са-мо-от-вер-жен-но-го слу-же-ния Гос-по-ду. Цер-ковь от-ме-ча-ет этот день как празд-ник всех жен-щин-хри-сти-а-нок, пра-во-слав-ный Жен-ский день - каж-дая жен-щи-на зем-ли яв-ля-ет-ся про-об-ра-зом од-ной из жен-ми-ро-но-сиц: она несет мир ми-ру, сво-ей се-мье, до-маш-не-му оча-гу, рож-да-ет ча-да, яв-ля-ет-ся опо-рой му-жу. Ряд пра-во-слав-ных вы-ска-зы-ва-ют-ся за то, чтобы имен-но этот день стал аль-тер-на-ти-вой свет-ско-му Меж-ду-на-род-но-му жен-ско-му дня, от-ме-ча-е-мо-му 8 мар-та.

Дмит-рий Бо-ри-сов

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Благодаря Дэну Брауну имя Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.

Она была одной из жен-мироносицы — учениц Христа, ходивших вслед за Ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Они «служили своим имением», то есть помогали в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.

Житие Марии Магдалины

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Вместе с другими женами-мироносицами она ходила вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.

В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло — не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.

Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.

Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Затем святая Мария Магдалина обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.


Святыни и церкви в честь святой Марии Магдалины

Поскольку святая известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь нее еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь

  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.
  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.
  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Образ святой Марии

Сила духа, масштаб личности святой равноапостольной Марии отражены на каждой ее иконе.

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.

У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы — вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.

Иконография, то есть композиция иконы, одежда и атрибуты образа святой Марии Магдалины традиционны для всех святых, прославленных в лике равноапостольных, а также дополнены сосудом святого мира.

Равноапостольные — люди, уподобившиеся апостолам и служившие Господу постоянной проповедью Евангельского слова, обращением людей в христианство. В лике равноапостольных много святых правителей, обративших в веру Христову своих подданных.

На иконах Мария Магдалина традиционно изображается стоящей, с крестом — символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой.

Святая Мария Магдалина — одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга — бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.

Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое — святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.


Мария Магдалина в мировой культуре

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.

В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


День памяти Марии Магдалины

Праздник жен-мироносиц не имеет такого широкого распространения в России, как, например, Троица. До революции его называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница — поминали усопших. Сама Неделя жен-мироносиц празднуется через две недели после Пасхи.

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.

Отдельный день памяти святой Марии Магдалины празднуют в день ее преставления ко Господу — 4 июля по новому стилю (22 июля по старому).

В этот день ей молятся особой молитвой с прославлением — величанием:

Величаем тебя, святая равноапостольная Мария Магдалина, и почитаем святую память твою, о святая, весь мир учением своим просветившая, и ко Христу людей приведшая.

Молитвами святой Марии Магдалины да хранит вас Господь!

", мы продолжаем собирать и связывать воедино рассыпанную информацию о загадочном, овеянном древними легендами, тайнами и священными почитаниями имени. Зачем копаться в преданиях тысячелетней старины, когда не ведаешь достоверно, что творилось всего век назад, спросит читатель. За окнами дел непроворот, может проще оставить как есть и привычно довольствоваться общепризнанными версиями православной и католической традиции? В этом привычном и равнодушном довольствовании, признаем ведь, человечество провело поистине страшных две тысячи лет, пройдя через кровавые войны, завоевательские и крестовые походы, вехи экономического порабощения, в результате построив всего-то технократическую модель потребительского общества, в которой полностью утрачены знания о природе человека и цели его кратковременного пребывания на этой маленькой прекрасной планете. И сегодня, пусть кто-то и не верит, но мы приблизились к грани, за которой возможно очередное глобальное уничтожение. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить через глубинное рассмотрение сути такого грандиозного, кажущегося фантастическим и немыслимым для обычного посредственного сознания явления, как . Ведь за этим именем, поверьте, стоит намного больше, нежели история одного из преданных учеников одного из Учителей человечества.

Нисколько не усомнимся в историческом факте пришествия Спасителя как Сына Божьего, в те далекие времена и в его эпохальность миссии. Тревогу вызывает вполне обоснованное подозрение на то, что настоящее Учение Христа было искажено, переписано и адаптировано под создание нового мощного, более усовершенствованного религиозного института, цель которого обыкновенная власть и манипулирование сознанием масс. Мы непременно осветим в ближайшем будущем поражающую парадоксальность фанатичной убежденности религиозного сознания христиан в собственной исключительности и амбициях на Истину, тогда как официально признанная и объективная точка зрения современных историков банально ставит под сомнение практически все базисные истоки, почему-то являющиеся для миллиардного церковного электората непоколебимыми и неприкасаемыми феноменами "проявления божественного откровения". Не дабы покуситься на достоинство верующих одной из почитаемых религий, а дабы посмотреть на ситуацию немного под иным углом, чтобы все-таки узреть сквозь лживую запорошенность вековых снегов правду. Судя по найденным в гностических произведениях библиотеки Наг-Хаммади сведениям, есть полные основания предполагать, что истинное Учение Христа пошло именно с ней, - Марией Магдалиной, - в круги ранних христиан-гностиков, тогда как другая ветвь, апостольская "через Петра и Павла" создала то, что мы наблюдаем сегодня. Дальнейшая конфронтация или борьба за власть, разделила последователей Христа на РАСКОЛЬНИКОВ и АПОСТОЛЬСКИХ ХРИСТИАН. В результате чего вторые попросту уничтожили первых. Подробнее об этом в читайте .

Итак, небезосновательно продолжая предполагать, что Мария Магдалина - То, благодаря чему два тысячелетия наша человеческая цивилизация до сих пор "держится на плаву", подробнее рассмотрим, в каком виде дошла до наших дней информация о ней через православную и католическую традицию. Будем использовать авторитетную для большинства информацию из "Википедии".

Мари́я Магдали́на (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.В православной и католической церквях почитание Магдалины различается: православие почитает её согласно евангельскому тексту - исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.

В Новом Завете её имя упоминается лишь в нескольких эпизодах:

  • Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  • Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
  • Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  • После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  • А также стала одной из жён-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  • Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

В православной традиции

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн).

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное предание. Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе.

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей , а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносице. Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях».

Мощи в православии.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря. Дальнейшая их судьба не описывается. В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).

В католической традиции

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами:

  • Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
  • безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
  • безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии Египетской), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т.д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой святым Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.

В XX веке католическая Церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.

РЕЗЮМЕ

И вновь мы сталкиваемся в непроглядным "священным" туманом, напущенным в раннехристианские века гениальными "архитекторами" человеческой истории. Не напусти его тогда, кто знает, какой созидательной дорогой пошла бы наша цивилизация и каких высот могла достичь. Ну а пока, из официальных источников о Мариии Магдалине достоверно ничего неизвестно, но на подсознательном уровне у абсолютного большинства сформировано ошибочное мнение: "эта история выглядит несовсем чистой, поэтому не стоит особо вдаваться в подробности ". Именно так по-крайней мере думал доселе и автор этих строк. А если учесть, что 90 % прихожан вообще понятия не имеют, кто изображен на иконах, достаточно всего лишь легкого ненавязчивого намека на "нечистоту", чтобы в сравнении с "святейшими отцами церкви" имя Магдалины обходили стороной.

Справедливости ради, подведем небольшой промежуточный итог :

  • Мария Магдалина не была не блудницей, не одержимой бесами - ибо прямых указаний на это нигде нет.
  • Мария Магдалина была самым любимым учеником Иисуса Христа, чему свидетельства:
  • - Евангелия от Филиппа,
  • - Евангелие от Марии,
  • - таинственная картина Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ",
  • - версия самого Ригдена Джаппо (!!!), о ней позже...
  • Чистые Знания от Иисуса пошли с Марией в ранние гностические группы, которые впоследствии безжалостно были уничтожены представителями апостольского христианства (здесь можно провести трагическую аналогию с катарами, в XII веке).
  • Именно Марии Магдалине Иисус Христос доверил тайну священного Грааля (об этом в следующих наших публикациях).
  • В довесок, заслуживает отдельного рассмотрения история ордена Тамплиеров, которые поклонялись ей, как самой великой святыне...

В завершение можно сказать следующее, по нашему мнению, туман напущен неслучайно, и далеко неслучайно имя Марии на сегодняшний день косвенно опорочено, и определено в церковную тень. Её стараются не упоминать, её нет на почитаемых иконах, о ней не знают. В православных церквях её образ можно увидеть вблизи распятия Христа, - сгорбившей спину, с потемневшим лицом, понурым взглядом. Именно такой я её вижу с тех давних и памятных времен, когда впервые переступил порог православного храма. Ни в многотиражной православной литературе, прочитанной мной позже, ни в "душеспасительных беседах" с духовниками в последствии, я ни разу не слышал упоминаний ни о её жизни, ни о её духовном подвиге.

Сознательно или по неведению, но Церковь старательно умалчивает о Марии Магдалине. И мы уже знаем почему.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Похожие публикации