Строительный портал - Дом. Водонагреватели. Дымоходы. Монтаж отопления. Обогреватели. Оборудование

Что такое общие грамматические признаки. Значение и грамматические признаки имени существительного

ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? : Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, средь некошеной травы головой качая? (А. К. Толстой.) С какой стороны мы подошли, где именно охотничья избушка (М. Пришвин.)

Под признаком в грамматике принято понимать свойства (хрупкий), принадлежность (вороний), количества (пятилетний) и т. д., характеризующие предметы.

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные
(красный флаг), относительные (гранитный монумент) и притяжательные (лисья нора).

Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся (белый снег, новые проблемы, темными ночами).

Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода.

Имена прилагательные бывают в полной: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (С. Есенин.) и в краткой форме: Облетевший тополь серебрист и светел. (.Есенин.) (только качественные).

В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого, например: В морские глубины пробьется, взойдет на Эльбрус и
Казбек. И всюду победы добьется советский простой человек. (В. Лебедев-
Кумач) — определения морские, советский, простой выражены именами прилагательными в полной форме.

Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Его походка 6ыла небрежна и ленива. (М. Лермонтов.) — именная часть составного сказуемого выражена краткой формой прилагательного: небрежна, ленива.
Будучи сказуемым, прилагательное согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в роде и числе: Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода! (А. К. Толстой.)

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень: Короче становился день… (А. Пушкин.) (ср. короткий — короче — кратчайший).

КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни. (В.
Шукшин.) Сегодня ночь светлее. Вчера была самая светлая ночь. форме
(прямой, угловатый, кривой, круглый) размеру
(узкий, низкий, огромный, крупный) цвету
(красный, лимонный, багровый)
Качественные при — свойству (прочный, вязкий, хрупкий) лагательные обозначают вкусу (горький, соленый, кислый, вкусный) признак предмета по: весу (тяжелый, увесистый, невесомый) запаху
(ароматный, пахучий, приторный) температуре
(теплый, прохладный, жаркий) звуку
(громкий, оглушительный, тихий) общей оценке (важный, вредный, полезный)

Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы: веселый — весел; веселая — весела; веселое — весело; веселые — веселы.

Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.

Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.
При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный о или е (если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука): долгий — долог, крепкий — крепок, теплый — тепел, умный — умен и др.

Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин. От прилагательных, оканчивающихся на -нный, образуются краткие формы мужского рода на -ен и -енен, однако в современном русском языке формы на -енен активно вытесняются формами на -ен: существенный — существен (не
«существенен»), болезненный — болезнен (не «болезненен»). Лишь в некоторых случаях правильной является форма на -енен: искренний — искренен, низменный
— неизменен, откровенный — откровенен. Отдельные краткие прилагательные не имеет формы мужского рода, реже — женского рода, еще реже имеют только форму множественного числа:

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен: Ах, Чацкий, я вам очень рада. (А. Грибоедов.) А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Островский.) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А. Пушкин.} Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (И. Крылов.)

Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами (товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый), обозначающие высокую степень признака
(сильнейший, малюсенький), и прилагательные, входящие в состав терминологических наименований (глубокий тыл, скорый поезд). Иногда прилагательные полной и краткой формы имеют разные значения

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень (очень смуглый, очень веселый), иметь антонимы (длинный — короткий). Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной(состоит из двух слов).

Степени сравнения прилагательных

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Разговоры становились звонче, несвязнее и веселее. (А. Пушкин.)

1. Простая сравнительная степень — неизменяемая форма прилагательного:
Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней. (М. Горький.)
2. Сравнение двух предметов по какому-нибудь признаку можно выразить по- разному: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки круче, чем правый; Левый берег реки более крутой, чем правый.
3. Формы сравнительной степени прилагательных, образованные при помощи приставки по- (имеющей значение «немного больше»), чаще употребляются в разговорной речи.
4. Некоторые прилагательные не образуют простую форму сравнительной степени: громоздкий, исхудалый, лишний, ломкий, массовый, отлогий, передовой, ранний, робкий, соленый и др.

У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам, например: После первого гола игра стала более интересной. После первого гола противник стал более агрессивным. Более смелому игроку удалось забить гол. После первого гола спартаковцы стали более решительными.

При образовании составной формы сравнительной степени после слова более (менее) нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени. Суровое лицо отца стало еще угрюмее. (В. Короленко.) Суровое лицо отца стало еще более угрюмым. Нельзя сказать «более угрюмее».

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть определениями и сказуемыми: Что-то более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен. (Б. Полевой.) Теперь она выглядела более болезненной, чем весной.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например: Труд — самое лучшее, самое радикальнейшее лекарство. (К. Симонов.) Утром он долго выбирал среди отпечатанных снимков самые отчетливые. Наконец отложены были два наилучших.
(Л. Радищев.)
1. Суффикс -айш- употребляется после г, к, х, которые чередуются с шипящими ж, ч, ш. Суффикс -айш- в превосходной степени всегда находится под ударением: ближайшая деревня, строжайший приказ.
2. Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет односложную основу (умн-ый, быстр-ый, нежн-ый), то ударение падает на суффикс (умнейший, быстрейший, нежнейший). Если прилагательное, от которого образована превосходная степень, имеет два или более слогов, ударение остается на том слоге, где оно стоит в начальной форме (красив-ый — красивейший, интересн-ый — интереснейший, ласков-ый — ласковейший).
3. У прилагательных, имеющих в начальной форме -ск-, -и-, -ов-, -ев-, -аст-
, -ист-, -ат-, -лив-, -к-, простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, бурливый, волокнистый, головастый, громкий, долгий, дружеский, крутой, ломкий, ласковый, молодой, родной, разговорчивый, ранний, сухой, узкий, умелый, частый и др.

Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам: Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. (Ю. Нагибин.) Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках. (Ю. Нагибин.)

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов.

Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).

— материал: деревянная
(ложка), глиняный (горшок)

— количество: пятилетняя
(дочь), двухэтажный (дом)
Относительные — место нахождения: речной (порт), московский (житель) прилагательные — время: прошлогодний (план), январские
(морозы) обозначают — назначение: стиральная (машина), пассажирский (поезд)

— вес, длину, меру: метровая
(палка), квартальный (план).

Примечание. Не все перечисленные признаки встречаются у каждого прилагательного.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу
(отцов дом, сестрин платок, дядин совет, рыбачий поселок) или животному
(медвежья берлога, волчий вой, оленьи рога, кошкин дом) и отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

1. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий.
2. В косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего родов у прилагательных, начальная форма которых имеет суффикс -ий (волчий, охотничий, лисий) и нулевое окончание, выделяется суффикс -й (на письме суффикс -й и окончание -а обозначаются одной буквой я [йа] (волчья), суффикс -й и окончание -э обозначаются одной буквой е [йэ] (волчье), во множественном числе суффикс -й и окончание -и обозначаются одной буквой и
(волчьи).
3. В современном русском языке употребляются притяжательные прилагательные, выражающие семейные отношения: дедов, отцов, сестрин, дедушкин, папин, мамин, внучкин, а также многочисленные прилагательные, образованные от уменьшительных имен: Петин, Колин, Наташин.

ПЕРЕХОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОИ

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных, притяжательные — в разряд относительных и качественных, реже качественные переходят в разряд относительных.

Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют переносное значение.

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов: лисья нора
(притяж. прил.) – лисий (из меха лисы) воротник (в знач. относитльного) – лисья (хитрая) речь (в значю качественного)

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если теряют свои признаки, а приобретают постоянное свойство предмета: кислая ягода- кислый взгляд.

Прилагательные относительные и притяжательные в переносном значении чаще всего употребляются в художественной литературе, прилагательные качественные в переносном значении употребляются в научном стиле речи.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Имена прилагательные изменяются по падежам, родам, числам.

Полные имена прилагательные изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам.

1. Окончания полных прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают но всех падежах, кроме именительного и винительного.
2. Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам
(А. Пушкин), и с родительным, если прилагательное относится к существительному одушевленному: Маша не обратила внимания на молодого француза. (А. Пушкин.)
3. После шипящих ж, и, ч, щ прилагательные мужского и среднего рода под ударением в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончания
-ого, -ому, -ом, в безударном положении в тех же падежах они имеют окончания -его, -ему, -ем: Савельич слушал с видом большого неудовольствия. (А. Пушкин.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрытие. (А. Пушкин.) Будучи принужден остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтобы не отвели ему ночлега где- нибудь в уединенной комнате. (А. Пушкин.) Погонщиков песня в дремучем лесу затерялась. (Я. Полонский.) Большому кораблю большое плаванье.
(Пословица.) Свежему яблоку пятнышко не в укор. (Пословица.}

Прилагательные женского рода после шипящих под ударением в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание
-ой, в безударном положении -ей: На чужой стороне и весна не красна.
(Пословица.) И в стоячей воде утонуть можно. (Пословица.)
4. Следует различать безударные окончания прилагательных в творительном и предложном падежах. Прилагательные в творительном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ым
(-им); в предложном падеже отвечают на вопрос каком? и имеют под ударением и в безударном положении окончание -ом (-ем): С хорошим попутчиком — половина дороги. (Пословица.) С попутчиком каким? хорошим. В колючем кустарнике не спрячешься. (Пословица.) В кустарнике каком? колючем.
5. Прилагательные мужского рода на -ой (молодой, голубой) склоняются так же, как и на -ый, но всегда имеют ударные окончания (молодого, голубого; молодому, голубому; молодым, голубым; о молодом, голубом).

Склонение полных прилагательных

1. Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Тихо поют бандуристы славные песни о вас. (Д. Кедрин), и с родительным, если прилагательное относится к существительным одушевленным.
2. После ж, ч, ш, щ и после г, к, х прилагательные во множественном числе имеют окончания -ие, -их, -им, -ими (большие, тихие; больших, тихих; чужими, тихими; большим, тихим).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительным неодушевленным: Когда я слышал веселый ребячий гал, то убегал со двора, не глядя на дедов запрет. (М. Горький); В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. (Н. Некрасов), и с родительным, если относится к существительным одушевленным: Охотник перенес волчьих щенков в дом.

Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин, Петров; Иванова, Егорова,
Никитина, Петрова), образованные от собственных имен Иван, Егор, Петр,
Никита при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов (Камышин, Калязин, Бородино, Пушкино и т. д.), населенных пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных
-ом (под Бородином, Камышином, но: с Бородиным, с дедовым ружьем и др.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://base.ed.ru

Особенность местоимений в русском языке такова, что они представлены разнородными группами слов. Соответственно, их морфологические признаки значительно отличаются. В данной статье приведены постоянные и непостоянные признаки местоимений с примерами.

Грамматические признаки местоимений – это ряд морфологических категорий, присущих данной части речи. Так как местоимения в русском языке представлены разнородными группами слов, их морфологические признаки могут различаться. В одну часть речи эти слова объединяет общее значение местоимений как слов, которые указывают на предметы, признаки или количество, не называя их. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? , имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки местоимений

У местоимений выделяют два постоянных (неизменяемых) грамматических признака.

Постоянные грамматические признаки Примеры местоимений
Разряд по значению Личные ты, мы, она
Возвратные себе, себя
Притяжательные мой, ваш, его
Указательные тот, этот, столько
Вопросительные какой, что, сколько
Относительные чей, кто, какой
Определительные всякий, любой, сам
Отрицательные никто, ничей, никакой
Неопределенные что-нибудь, кое-какой, чей-либо
Лицо (только у личных местоимений) 1-е лицо я, мы
2-е лицо ты, вы
3-е лицо он, она, оно, они

Непостоянные грамматические признаки местоимений

У местоимений выделяют три непостоянных (изменяемых) грамматических признака – род, число и падеж . При этом у многих местоимений категории рода и числа могут быть постоянными либо вообще отсутствовать – в зависимости от того, к какому разряду по значению относится слово и какую часть речи в предложении оно заменяет. Так, например, у местоимений 3-его лица единственного числа он, она, оно категория рода является постоянной, классифицирующей.

Непостоянные грамматические признаки Примеры местоимений
Число единственное твой, всякий, который
множественное твои, всякие, которые
Род мужской он, наш, какой
женский она, наша, какая
средний оно, наше, какое
Падеж И. п. вы, чей, кто-то
Р. п. вас, чьего, кого-то
Д. п. вам, чьему, кому-то
В. п. вас, чей, кого-то
Т. п. вами, чьим, кем-то
П. п. о вас, о чьем, о ком-то
  • Выпишите из 3-го и 4-го абзацев по три словосочетания на каждый способ связи. Определите их значени.

    Война-это письма, которые ждут и боятся получать, это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти. Это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия.
    В войну мое поколение научилось любить и верить, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в мирные дни кажеться обыденным: случайно увиденная на улице улыбка женщины, парной майский дождик в сумерках, смех ребенка и первое самостоятельное решение.

  • Шёл по Улице, Переулку, Площади. дошёл до Улицы, Переулка, Площади. находится на Улице, Переулке, Площади. рассказ об Улице, Переулке, Площади. 1)Указать падежи в которых употреблены слова. 2)Отметьте приставку и предлог. 3) Выделяя окончания, надпишите признаки от которых они зависят.
  • 2. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить: Признак (свойствен - свойственен) этому растению, бочки с пробитыми (днами - доньями), больной (полоскает - полощет) горло, (пропуски – пропуска) из-за болезни, (не морщь – не морщи) лоб, куртка (на мехе – на меху), щека всё ещё (пухла - пухнула), не купила (туфель - туфлей), (двое – два) компьютер(аов), (ордеры – ордера) на квартиру
  • 6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она заключается. Дайте исправленный вариант.
    А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров.
    Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
    В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
    Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
    Д) Я сломала каблук у правого туфля.
    Е) Он занимал выборочную должность.
    Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
    З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
    И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
    К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.
  • Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и качественными наречиями, могут образовывать форму сравнительной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно).

    Значение превосходной степени выражается только описательно, сочетанием форм сравнительной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.

    Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холодновато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.

    Как уже говорилось выше, в предложении слова категории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлечен- ного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), причем связка іможет иметь формы всех времен (было, будет, в настоящем времени - нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).

    При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъекта (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К словам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).

    СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы."Они отличаются от знаменательных частей речи прежде всего тем, что не выполняют но- минативнрй функции, т. е. ничего не называют. Это первая особенность."Их основная роль - выражать отношения хмежду словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) - союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же - частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклонение.

    Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предложения.

    Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятельные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.

    Ударение сохраняют только те служебные части речи, которые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.

    По своей функции служебные части речи близки к морфемам.

    Предлоги

    Предлог как часть речи. Предлоги - это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим значением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местоименные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес.).

    С помощью предлогов могут передаваться различные отношения. Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по дочери) и различные виды обстоятельственных отношений:

    временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);

    пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);

    причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);

    целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);

    уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки предсказаниям) ;

    определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);

    совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.

    Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за - с Р.; при - с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за - с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в - с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).

    Редко предлог управляет тремя падежами: с - может употребляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола., взять с собой, величиной с яблоко); по - с Д.; В. и П. падежами (идти по лесу, ходить по грибы, приехать по весне).

    Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью предлога можно определить падеж.

    Для этого надо особенно хорошо помнить тс предлоги, которые употребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до, из, из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. падежами.

    Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка младших школьников.

    Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в, на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими падежами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.

    Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.

    Показателем П. падежа является предлог при.

    Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).

    Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае предлог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором - объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных свойств (предисловие к..., скучать по..., зависеть от...). Однако для русского языка характерна также й зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съехать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.

    Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение)."Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.

    Структура предлогов. В зависимости от структуры все предлоги делятся на первообразные (непроизводные) и производные (непервообразные).

    В группу первообразных входят наиболее древние предлоги, которые с точки зрения современного языка нельзя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Количество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над (надо), о, об(обо), от (ото), по, под(пѳдо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).

    Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.

    Производные предлоги имеют мотивированные отношения с существительными, наречиями и деепричастиями. По характеру соотнесенности их можно разделить на несколько групп:

    отыменные: в течение, в продолжение, по мере, е ходе, в целях

    наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.

    В ряде случаев в современном. языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг - все белым-бело.- Вокруг меня собралась толпа; Он ушел, благодаря нас за ночлег.- Благодаря своей дисциплинированности он сумел закончить диссертацию раньше срока.

    Методическое примечание. Чтобы отличить знаменательную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне {= только что, недавно - наречие).- Нас предупредили наканунеіікзамена (= перед экзаменом - предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну - предлог).- В последнее

    время завод достиг успехов (= в последний период - существительное).- Он вернулся спустя неделю (= через - предлог).

    По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляющие собой объединение падежной формы имени существительного с предшествующим и последующим простыми первообразными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.- Мы пошли по направлению к лесу. Сложные предлоги характерны для официальноделового, научного и публицистического стилей, хотя в последнее врехмя стали проникать и в разговорную речь, создавая нежелательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.

    Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падежных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.

    Кроме того, правильное употребление предлогов - неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из больницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.

    Союзы - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.

    Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).

    По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие "союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да ыит. д. Производные союзы появились позднее. Большинство из них образовалось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благодаря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например:

    и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.

    По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько. В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократно занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.):

    От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не

    то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.

    По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

    Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.

    Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчиненного предложения, где присоединяемый ими компонент (придаточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложении. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.

    Г рам мати чес кие значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т."е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, замой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр.) "Такие союзы называются сочинительными соединительными.

    Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных союзов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли." Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаймоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная, Злоба лъ открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противопоставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).

    Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность. Например: Необходимо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.

    Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:

    временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;

    причинные: так как, потому что, ибо и др.; условные: если, коли, раз; целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы\ уступительные: хотя, несмотря на то что; следствия: в результате чего, так что; сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;

    изъяснительные: что, как и др.

    Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хотъ видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) - союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) - союз когда имеет значение времени.

    Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отношении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее

    разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, б силу того что, невзирая на то что и др.

    Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обратить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что. Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное знакомство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообщается, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие интонации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.

    Частицы - это часть речи, включающая в себя неизменяемые незнаменательные слова, которые служат для выражения смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.- Я почти сделал работу; Он начал работать.- Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значение глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра.- Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами? Здесь частицы (выделены), формируя вместе с интонацией вопросительную модальность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивление, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть переданы различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.

    По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:

    1. Частицы, выражающие смысловые оттенки ело в. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выделения предмета, признака, действия из ряда других или усиливающие значение предмета, признака, действия." Эти частицы называются выделительно-ограничительными." Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только: Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия/ Ср/ еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.

    2. Эмоциональн о-э кспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.

    3. Модальные и модальн о-в олевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отрицание, вопрос или побуждение, показывают достоверность высказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак.); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым частицам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

    4. Особую группу частиц составляют формообразующие частицы. Они служат для образования форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет: Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообразовательных частиц -то, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.

    Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкретизируются в предложении/ Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи/ В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде):Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия/ В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз - частица, частица - наречие и т/п/ (Подробнее об этом смотри в разделе «Омонимия частей речи».)

    Все частицы, кроме формообразующих, характерны для разговорной речи и широко встречаются ів художественной литературе." Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны."

    Методическое примечание. В начальных классах внимание к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.

    Модальные слова

    Общая характеристика модальных слов. Модальность- это понятийн о-г рамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.

    Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологическими и синтаксическими. Например, модальное значение могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лексические средства выражения модальности.

    Значения модальности выражаются формами глагольных наклонений, т. е. морфологически.

    Разные модальные значения присущи различным типам предложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модальности.

    Есть и еще один вид модальности - субъективная модальность, которая выражается специальными модальными словами. Модальные слова - это класс неизменяемых слов, при помощи которых выражается субъективное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали - мы уезжаем (И. Т.) - сочетание может быть передает значение предположительности; «Решительно - он прелесть»,- промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) - слово решительно выражает значение

    уверенности в том, о чем сообщается в предложении.

    Модальные слова в предложении грамматически не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте интонационно (на письме - знаками препинания). Например: Библиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» -

    спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожиданного события.- «Конечно» (Ант.)."

    Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.) . В этом предложении слово непременно является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни интонационно, ии запятыми не выделяется." Непременно, он вернется. В этом предложении слово непременно - модальное, имеет значение уверенности говорящего." Или: Он точно скопировал рисунок.- Он, ТОЧНО, копирует рисунок.

    Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп."Основные из них следующие.

    1. Модальные слова, выражающие уверенность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). Например: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)

    2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажется, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочетания (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).

    Междометия

    Междометие как часть речи. Междометия - это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).

    В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части сложного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспресс сивных значений словам или предложениям, как частицы.

    От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуждения, не называют их." Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.)."В этом предложении междометие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отличие от слов окаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междометия могут служить для выражения различных чувств. Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах употребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (выражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возмущения)." Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» - сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).

    Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выражения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др."

    В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами." Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Например: «Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуемого."Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).

    В речи междометия произносятся с особой интонацией (повышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях - протяженность гласных).

    Разряды междометий. По тому, что выражают междометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).

    Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также дают характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) - междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) - междометия выражают испуг.

    Побудительные междометия выражают различные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!

    Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш.., (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ауі Эй! Алло! Например: «Эй, Дуня! - закричал смотритель,- поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)

    К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т.‘ е." слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т.д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.

    По структуре междометия делятся на непроизводные и производные. К первым относятся междометия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др."Они состоят из одного гласного звука: а! э!\ из двух гласных ау!\ из гласного и согласного: ох! эх! ба!\ из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из согласных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут выступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну оке! ну- ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).

    Производные междометия соотносятся со словами других частей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), существительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!1

    Звукоподражательные слова

    Звукоподражательными называются неизменяемые слова, которые передают звуки живой и неживой природы."От междометий их отличает то, что они не служат для выражения чувств, эмоций и побуждений ."

    Звукоподражательные слова могут воспроизводить звуки, издаваемые живыми существами (мяу, гав-гав, кря-кря, хрю-хрю и др.). Например: А собачонка на тебя: ррр... (Ч.)

    Они могут воспроизводить и звуки неживой природы: трах- трах, трах-тара-рах, бух. Например: «Чик... чик... ник»,- стучали за стеной часы (Ч.). Или: Так-топ-рах-рах! Это выкатывали бочку из трюма. Потом: дзанг-банг, бум-друм-рр-р-бррр! Это бочку катят по железной палубе. Бам-дзян-гризз!! Бочка свалилась на железную ленту-дорожку... Чтобы заснуть, Куркин считал бочки. Засыпал обыкновенно на сто тридцатой (Заслав.).

    В этой статье мы поговорим о такой части речи, как имя существительное. Если говорить конкретнее, речь пойдет о том, какие бывают грамматические признаки существительного, что это за часть речи, что вообще для нее характерно. Поговорим о том, как производится морфологический разбор существительных, какие падежи имеют они, как определить склонение имен существительных. Конечно же, по каждому пункту приведем соответствующие примеры, которые помогут разобраться в материале.

    Существительное как часть речи

    Именем существительным называется такая часть речи, которая отвечает на вопросы о предмете - “Кто?” и “Что?”. Грамматические признаки существительного как раз таки включают в себя характерные вопросы.

    Сразу сделаем небольшое примечание. Существительное как часть речи может подразделяться согласно нескольким критериям. Оно может быть одушевленным (люди, животные и так далее) и неодушевленным (цветы, деревья и так далее). Кроме того, имена существительные разделяются на собственные (имена людей, клички животных, имена городов и других подобных объектов, рек, гор) и нарицательные (слова, используемые нами в повседневной жизни, названия предметов: кружка, ложка и так далее). В конце концов, имена существительные разделяются на три рода: мужской, женский и средний. Они имеют соответствующие окончания, но об этом будет рассказано немного позднее.

    Существительное как часть речи можно изменять по падежам. Однако изменить одно и то же слово по родам нельзя. Возможно также изменение по числам: существительное может быть единственного, а может быть и множественного числа.

    Начальная форма

    Грамматические признаки существительного включают в себя несколько параметров. В их числе - падеж и число. А вот согласно этим критериям можно составить начальную форму существительного. Чтобы сделать это, слово нужно поставить в единственное число, а также в именительный падеж. То есть начальной формой существительного можно считать слова: птица, ложка, кровать и так далее. Все они удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к начальной форме существительного.

    Как говорилось ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто?” и “Что”. В большинстве случаев именем существительным в предложениях выражены подлежащие и дополнения. Безусловно, они также могут быть выражены и другими частями речи, но на долю именно существительного приходится наибольшее количество случаев. Возможен и вариант с определением, которое не обособлено. Не исключено, что существительным будет выражено и обстоятельство.

    Имя существительное: собственное и нарицательное

    Грамматические признаки существительного включают в себя подразделение на собственные и нарицательные. Существительные собственного типа - это в основном названия лиц. Как правило, это единичные предметы. Что можно отнести к собственным именам существительным? Конечно же, имена, отчества, фамилии людей, клички домашних животных и т.п. Это также касается географических объектов. Например, Краснодарский край, гора Эверест, река Волга. В этот список занесены различные астрономические названия, например, названия звезд и созвездий, планет (Солнце, Нептун и так далее). Завершается список имен собственных названиями компаний, произведений искусства и культуры, названиями журналов и газет, моделей транспорта и так далее.

    Переходя к нарицательным существительным, отметим, что они могут быть получены из собственных путем замены синонимами. Кроме того, из физики можно привести примеры, когда фамилия ученого становилась единицей измерения (при этом ее пишут с маленькой буквы).

    Имя существительное: одушевленное и неодушевленное

    Грамматические признаки существительного включают в себя ряд критериев. В их списке и данные факторы. Одушевленные имена существительные обозначают живые существа, то есть применяются к людям, животным и так далее. Все остальное - природа, растения, реки, моря, планеты - неодушевленные имена существительные. К ним же относятся и предметы, которые мы используем в повседневной жизни: посуда, одежда и т.д.

    Как мы говорили ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто” и “Что?”. Первый вопрос применяется к одушевленным существительным, второй - наоборот, к неодушевленным.

    Имя существительное: единственное и множественное число

    Если говорится только об одном предмете, то формы имени существительного предполагают единственное число. Это, в принципе, логично. Если же говорится сразу о нескольких предметах, например, что были “синие, белые, красные шары”, то в этом случае говорится о множественном числе существительного “шары”.

    Бывают случаи, когда формы имени существительного предполагают употребление слова только в одном числе. То есть оно может быть только единственного или только множественного числа, и никак иначе.

    Слова, употребляемые только в единственном числе

    В качестве примеров можно привести так называемые собирательные существительные. Они могут иметь только форму единственного числа: детвора, человечество. Кроме того, в список подобных имен существительных входят такие предметы, которые имеют вещественное значение, например железо, платина, асфальт, сталь, молоко и другие. В единственном числе употребляются признаки и состояния: злоба, радость, ненависть, молодость, темнота, горение, выполнение. Есть еще слова-исключения, которые употребляются только в единственном числе.

    Слова, употребляемые только во множественном числе

    Множественным числом считаются названия парных предметов, такие как шорты и брюки, штаны и очки. Материалы и остатки относятся также ко множественному числу: опилки, макароны, дрожжи, сливки. Названия игр, наподобие жмурки, прятки и промежутки времени - каникулы, сутки - также нельзя употреблять в единственном числе. Завершают список имен существительных, которые употребляются только во множественном числе, состояния природы, исключения из географических названий и названия действий: заморозки, хлопоты, переговоры, Афины, Сокольники, горы Альпы.

    Имя существительное: падежи

    Окончания существительных зависят от того, в каком падеже стоит слово. Всего падежей существует 6.

    1. Именительный, помогающий образовать начальную форму существительного, отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”.
    2. Родительный - на вопросы “Кого?”, “Чего?”.
    3. Дательный падеж отвечает на вопросы “Кому?” и “Чему?”.
    4. Винительный - "смесь" родительного и именительного падежа. Его вопросы - “Кого”, “Что?”.
    5. Творительный падеж имеет вопросы “Кем?”, “Чем?”.
    6. Завершает список падежей предложный. Существительные, поставленные в такой падеж, отвечают на вопросы “О ком?” и “О чем?”.

    Первый вопрос каждого падежа задается одушевленному имени существительному. Второй же, следовательно, неодушевленному. Определить падеж имени существительного можно задав вопрос. Для этого сначала ищется слово, с которым связано необходимое существительное, а затем уже задается соответствующий вопрос.

    Имя существительное: склонения

    Окончания существительных зависят и от падежа, но не только от него. Наряду с числом и падежом, родом есть еще один фактор, от которого они зависят. Вообще, он в некотором роде сам состоит из отдельных критериев. Этот фактор - склонение имен существительных”.

    Просклонять существительное можно при помощи изменения его по падежам. В русском языке есть три склонения. Первое включает в себя имена существительные, относящиеся к женскому роду. Они должны быть единственного числа и иметь окончание -а или -я. Сюда же относят существительные мужского рода, которые обозначают людей. Они имеют те же самые окончания.

    Второе склонение включает в свой список существительные, относящиеся к мужскому роду, а также среднему роду. При этом существительные мужского рода должны иметь окончание -о, -е или иметь нулевое окончание. Существительные среднего рода, стоящие в именительном падеже, также должны оканчиваться на -о и -е.

    Третье склонение имеет в своем составе существительные, относящиеся к женскому роду. Они имеют нулевое окончание, будучи поставленными в единственное число и именительный падеж.

    Имя существительное: разносклоняемые слова

    В русском языке есть существительные, которые называются разносклоняемыми. Это десять существительных, имеющих средний род (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя). Также сюда относится существительное “путь”. В определенных падежах (а именно в дательном, предложном) эти слова имеют окончания, которые свойственны существительным третьего склонения. Но если их поставить в творительный падеж, то они примут окончания второго склонения.

    Имя существительное: несклоняемые слова

    Если при постановке во все падежи существительное имеет только одно и то же окончание, то это несклоняемое имя существительное. Примеры: радио, кофе, жюри, Сочи.

    Имя существительное: морфологический разбор

    Первым пунктом при морфологическом разборе является установление части речи. Вторая часть включает в себя указание морфологических признаков. Это постановка слова в начальную форму, указание таких постоянных признаков, как имя собственное или нарицательное, одушевленность или неодушевленность, указание рода существительного, его склонения. Следующий подпункт указания морфологических признаков - непостоянные характеристики. Это падеж и число слова. Ну и заключается морфологический разбор указанием синтаксической роли слова.

    Заключение

    Наличие почти всех разобранных критериев, которые определяют данную часть речи, свойственно многим языкам, один из которых наш, русский. Имя существительное в нем занимает очень важное место и играет большую роль.

    Похожие публикации